Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 30496-97

Группа Д56

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СТОП-КРАНЫ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Общие технические условия

Emergency stop valves for pneumatic systems of railway rolling stock brake equipment. General specifications



МКС 45.060

ОКП 31 8441

Дата введения 1999-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 "Вагоны"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12-97 от 21 ноября 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. N 103 межгосударственный стандарт ГОСТ 30496-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на стоп-краны, применяемые для осуществления экстренного торможения поезда.

Стоп-краны предназначены для подвижного состава железных дорог.

Обязательные требования к качеству стоп-кранов, в том числе обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, изложены в 3.1; 4.1.2; 4.1.11; 4.1.12; 4.2.2; разделах 6, 7, 9.

     2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 12.3.001-85* ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

 ______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52869-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 1583-93 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 6357-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15846-79* Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

_______________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 15846-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     

ГОСТ 16093-81* Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 16093-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 18460-91 Пневмоприводы. Общие технические требования

ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 24705-81* Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 24705-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 26645-85 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку

ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования

     3 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

3.1 Основные параметры и размеры стоп-кранов должны соответствовать указанным в таблице 1.


Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя

1 Условный проход () [(Номинальный диаметр (DN)), мм, не менее

20

2 Максимальное давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см)

0,9 (9,0)



3.2 Максимальные габаритные и присоединительные размеры стоп-кранов указаны на рисунке 1.


СТОП-КРАН 163


Рисунок 1

Примечание - Рисунок не устанавливает конструкцию отдельных элементов стоп-кранов. Габаритные размеры приведены для справок.



3.3 Пример условного обозначения стоп-крана:

Стоп-кран 163 ГОСТ 30496-97

     

     4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Требования к конструкции и материалам

4.1.1 Стоп-краны следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

4.1.2 Стоп-краны изготавливают в исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150.

Максимально допустимый интервал температур окружающего воздуха, при котором должна обеспечиваться работоспособность изделия, - от плюс 50 до минус 55 °С.

В соответствии с договорами на поставку или контрактами стоп-краны допускается изготавливать в других исполнениях.

4.1.3 Корпус и седло стоп-крана должны быть изготовлены из серого чугуна марки СЧ18 по ГОСТ 1412 или по согласованию с заказчиком (потребителем) из других материалов, не уступающих ему по своим показателям.

4.1.4 Предельные отклонения размеров и массы отливок не должны быть ниже 9-го класса точности, припуски на механическую обработку должны соответствовать 3-му ряду припусков по ГОСТ 26645.

4.1.5 На поверхностях деталей стоп-кранов после механической обработки, а также на необработанных поверхностях поковок и штамповок не должно быть трещин, волосовин, плен.

4.1.6 Резьба на стоп-кранах должна выполняться: трубная цилиндрическая по ГОСТ 6357, класс точности В; метрическая по ГОСТ 24705, поле допуска 8q и 7Н по ГОСТ 16093. На поверхности резьб не допускаются рванины, забоины и выкрашивания, если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра, и если общая протяженность рванин и выкрашиваний по всей резьбе по длине превышает половину витка.

4.1.7 Трущиеся и обработанные поверхности следует покрывать смазочными материалами, марки которых указывают в чертежах.

4.1.8 Наружные необработанные поверхности чугунных литых деталей стоп-кранов должны иметь покрытие по VII классу по ГОСТ 9.032, марка которого должна быть указана в рабочих чертежах.

По согласованию с заказчиком (потребителем) стоп-краны допускается поставлять в загрунтованном виде.

4.1.9 Перед сборкой все детали стоп-кранов должны быть очищены, на поверхности не должно быть следов консервации, протирочных материалов, влаги и загрязнения.

4.1.10 Стоп-краны допускается изготавливать с ручкой из алюминиевого сплава марки АК7 по ГОСТ 1583, ковкого чугуна, других материалов - с механическими свойствами не ниже указанной марки сплава, или без нее, в соответствии с договором на поставку или контрактом.

4.1.11 Стоп-краны должны быть герметичными при максимальном рабочем давлении.

4.1.12 Краны должны соответствовать требованиям прочности при давлении не менее 1,5 максимального давления сжатого воздуха по ГОСТ 18460.

4.2 Требования надежности

4.2.1 Срок службы стоп-крана до списания - не менее 20 лет.

4.2.2 Вероятность безотказной работы до первого планового ремонта - 0,999 при доверительной вероятности 0,9.

4.3 Маркировка

4.3.1 На корпусе или седле стоп-крана должны быть выбиты или отлиты:

- товарный знак завода-изготовителя;

- условный номер крана;

- месяц и две последние цифры года изготовления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»