Статус документа
Статус документа


ГОСТ 31539-2012

Группа Д00

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Термины и определения

Live-cycle of railway rolling stock. Terms and definitions



МКС 45.060

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Техническим комитетом по стандартизации ТК 045

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012 г. N 41)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины



4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1171-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31539-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52944-2008

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым в алфавитном указателе.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.

     2 Термины и определения

     Общие понятия

1 железнодорожный подвижной состав: Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.

Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, мотор-вагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.

2 специальный (железнодорожный) подвижной состав: Вид железнодорожного подвижного состава, предназначенный для функционирования железнодорожной инфраструктуры и включающий в себя несъемные самоходные и несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечания

1 Самоходный специальный железнодорожный подвижной состав включает в себя мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы (для перевозки материалов, необходимых для производства работ, или доставки работников предприятий ОАО "РЖД" к месту работы), а также железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.

2 К специальному несамоходному железнодорожному подвижному составу относятся железнодорожно-строительные машины (без тягового привода в транспортном режиме), прицепы и другой специальный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

3 тяговый (железнодорожный) подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав.

Примечание - Мотор-вагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров.

4 железнодорожная инфраструктура: Технологический комплекс служб обеспечения перевозочного процесса.

Примечания

1 Перевозочный процесс включает в себя технологически и организационно взаимосвязанные операции по подготовке железнодорожного подвижного состава к перевозкам, по выполнению и завершению перевозок.

2 К объектам железнодорожной инфраструктуры относятся железнодорожные пути общего пользования, станции, устройства электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки, связи, передачи и обработки информации, управления движением поездов, а также здания, сооружения и оборудование вспомогательного назначения.

5 единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.

6 жизненный цикл (железнодорожного подвижного состава): Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.

Примечание - Ряд начальных процессов жизненного цикла, в том числе определение необходимости создания железнодорожного подвижного состава любого данного типа или серии, регламентация его технико-экономических параметров, опытно-конструкторская работа, подготовка и освоение его производства предназначаются и осуществляются одновременно для всего множества единиц такого подвижного состава.

7 стадия жизненного цикла (железнодорожного подвижного состава): Часть жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, характеризуемая ее назначением.

8 информационная поддержка жизненного цикла (железнодорожного подвижного состава): Информационное взаимодействие участников жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, регламентированное нормативными документами, с целью оптимизации планирования, контроля и управления процессами его создания и эксплуатации.

9 коэффициент готовности железнодорожного подвижного состава: Вероятность того, что единица железнодорожного подвижного состава окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее использование по назначению не предусматривается.

10 наработка на отказ железнодорожного подвижного состава: Наработка единицы железнодорожного подвижного состава от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

11 время восстановления отказа: Продолжительность восстановления работоспособного состояния единицы железнодорожного подвижного состава с учетом времени организации ремонтных работ.

Стадии жизненного цикла железнодорожного подвижного состава

12 определение исходных требований (к новому железнодорожному подвижному составу): Научно-исследовательская работа по определению совокупности требований к потребительским свойствам и техническим характеристикам, конструкции нового железнодорожного подвижного состава и экономическим показателям его жизненного цикла.

Примечание - Данная стадия включает в себя этапы разработки требований к типажу и к конкретному типу (серии) нового железнодорожного подвижного состава, проекта технического задания, прогнозирования стоимости его жизненного цикла и определения лимитной цены, выбора подрядчика на конкурсной основе, разработки основных положений проекта договора на создание и поставку нового железнодорожного подвижного состава.

13 разработка (нового железнодорожного подвижного состава): Совокупность процессов создания технической документации и образцов, необходимых для промышленного производства нового железнодорожного подвижного состава.

Примечание - Данная стадия включает в себя этапы утверждения технического задания и заключения договора на создание подвижного состава, выполнения опытно-конструкторской работы, проведения испытаний и сертификации образцов подвижного состава.

14 производство (железнодорожного подвижного состава): Совокупность процессов преобразования исходных материалов в готовые детали и последующего их сочленения в составные части и единицы железнодорожного подвижного состава для их последующей поставки.

15 эксплуатация (железнодорожного подвижного состава): Применение железнодорожного подвижного состава по назначению с поддержанием и восстановлением его качества.

Примечание - К этапам данной стадии относят применение железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе, выполнение технического обслуживания и ремонта такого железнодорожного подвижного состава, а также содержание его в запасе или в ожидании работы.

16 модернизация (железнодорожного подвижного состава): Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.

Примечания

1 При модернизации могут осуществляться изменения основных частей конструкции железнодорожного подвижного состава в целях продления срока его службы.

2 Модернизация проводится по общим правилам разработки железнодорожного подвижного состава.

17 утилизация (единицы железнодорожного подвижного состава): Ликвидация единицы железнодорожного подвижного состава с переработкой ее составляющих частей во вторичное сырье.

Примечания

1 При ликвидации единицы железнодорожного подвижного состава с него демонтируются детали и сборочные единицы, пригодные для повторного использования.

2 Условием утилизации единицы железнодорожного подвижного состава является ее предварительное изъятие из эксплуатации со снятием со всех видов регистрации, т.е. ее документально оформленное списание.


Участники жизненного цикла железнодорожного подвижного состава

18 заказчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.

19 разработчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие и/или организация, или объединение, выполняющее опытно-конструкторскую работу для создания или модернизации железнодорожного подвижного состава.

20 подрядчик (железнодорожного подвижного состава): Разработчик и/или изготовитель железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.

21 изготовитель (железнодорожного подвижного состава): Предприятие, организация или объединение, осуществляющее производство железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.

22 субподрядчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие, выполняющее работы по договору с подрядчиком железнодорожного подвижного состава.

23 поставщик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, осуществляющее поставку железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей в установленном порядке.

24 потребитель (железнодорожного подвижного состава): Организация или иное юридическое лицо, приобретающее и/или использующее железнодорожный подвижной состав по назначению.

Стоимость жизненного цикла железнодорожного подвижного состава

25 стоимость жизненного цикла (железнодорожного подвижного состава): Суммарные финансовые затраты на осуществление всех стадий жизненного цикла единицы железнодорожного подвижного состава.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»