Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

Приложение В
(обязательное)

     
Вычисление международного показателя ровности IRI по микропрофилю

В.1 Общие положения

В.1.1 Расчет показателя IRI производится путем моделирования проезда автомобиля с заданными параметрами по поверхности покрытия и подсчета суммарного перемещения неподрессоренной массы относительно подрессоренной. Показатель IRI определяется как отношение указанного вертикального перемещения к длине участка.

В.2 Подготовка исходного микропрофиля

В.2.1 Расчет показателя IRI производится на основе продольного микропрофиля с шагом высотных отметок 0,125 м.

В.2.2 Фильтрация микропрофиля не производится.

В.2.3 Для исключения влияния неопределенности начальных условий необходимо проводить предварительное моделирование на специально сформированном отрезке длиной 50 м. Указанный участок следует формировать как зеркальное отражение первых 50 м анализируемого микропрофиля.

В.3 Описание стандартной модели для расчета показателя IRI*

_______________

* Параметры модели и алгоритм расчета показателя IRI изложены в Технических отчетах Всемирного банка N 45** (World Bank Technical Paper Numder 45 "The International Road Roughness Experiment: Establishing Correlation and a Calibration Standard for Measurements", M.W.Sayers, T.D.Gillespie, C.Queiroz, 1986) и N 46 (World Bank Technical Paper Numder 46 "Guidelines for Conducting and Calibrating Road Roughness Measurements").

** Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

В.3.1 Модель автомобиля для расчета показателя IRI представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

- колеса с заданной жесткостью шины;

- неподрессоренной массы;

- подрессоренной массы;

- упругого элемента подвески (пружины или рессоры) с заданной жесткостью;

- гасящего элемента (амортизатора) с заданным коэффициентом вязкого трения.

Модель автомобиля для расчета показателя IRI представлена на рисунке В.1.

      - подрессоренная масса;

- вертикальная координата подрессоренной массы;

- жесткость пружины (рессоры);

B - коэффициент вязкого трения амортизатора;

- неподрессоренная масса;

- вертикальная координата неподрессоренной массы;

- жесткость шины;

- высотная отметка поверхности

Рисунок В.1 - Модель автомобиля для расчета IRI

В.3.2 Значения стандартных параметров модели приведены в таблице В.1.


Таблица В.1 - Параметры модели для вычисления показателя IRI

Параметр

Единицы измерения

Значение

Соотношение неподрессоренной и подрессоренной масс,

-

0,15

Отношение жесткости шины к подрессоренной массе,

1/с

653

Отношение жесткости рессоры (пружины) к подрессоренной массе,

1/с

63,3

Отношение коэффициента вязкого трения амортизатора к подрессоренной массе,

1/с

6

Скорость движения

км/ч

80

В.4 Порядок вычисления показателя IRI