Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57447-2017 Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Основные положения

Введение


В настоящее время одной из самых острых экологических проблем остается загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами, многие из которых являются высокотоксичными и создают угрозу здоровью людей и биологическому разнообразию, приводя к следующим негативным экологическим последствиям: нарушение экологического равновесия в почвенном биоценозе с изменением морфологических, физико-химических и химических характеристик почвенных горизонтов; снижение способности почв к самоочищению и самовосстановлению; деградация растительного покрова и депрессия функциональной активности флоры и фауны; изменение структуры почвы, уменьшение ее аэрируемости и дренажа; выведение почв из сельскохозяйственного оборота вследствие снижения их продуктивности и пр.

Потенциальными источниками загрязнения окружающей среды нефтесодержащими отходами являются нефтепромыслы, нефте- и нефтепродуктопроводы, нефтеперерабатывающие предприятия, нефтехранилища, резервуарные парки, транспорт и др. При добыче, транспортировании, хранении и переработке нефти и нефтепродуктов, а также при проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти происходит образование и накопление нефтешламов в нефтешламонакопителях, амбарах, емкостях, а также других нефтесодержащих отходов.

Наиболее серьезным фактором нарушения биоценозов являются аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Причинами аварий на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах, приводящих к загрязнению земель нефтью и нефтепродуктами, являются: коррозионный износ оборудования, дефекты материала (труб, фасонных изделий, арматуры и др.); активность сульфатредуцирующих бактерий и образование биопленок на поверхности нефтепроводов; нарушение технологических регламентов, брак строительно-монтажных работ; механические повреждения при производстве работ вблизи трубопровода; ошибки эксплуатационного персонала; стихийные явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.); действия сторонних организаций и физических лиц.

По данным Росстата [1], в 2013 г. общая площадь нарушенных земель в Российской Федерации составила 723320 га, из которых были рекультивированы только 74651 га. При этом вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти было нарушено 920 га, из которых были рекультивированы только 141 га: под сельскохозяйственные угодья - 18 га (в том числе под пашню - 17 га), под лесные насаждения - 91 га, под водоемы и другие цели - 31 га.

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" [2], Лесном [3] и Земельном [4] кодексах Российской Федерации. Деятельность, связанная с загрязнением земель нефтью и нефтепродуктами, регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации [5], [6], [7], другими нормативными документами.

В то же время, несмотря на развитую нормативную базу, до сих пор не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности применение экосистемного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитания биологических видов и устойчивость ландшафтов и др.

В декабре 2012 г. утвержден статистический инструментарий [Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы - Форма N 2-ТП (рекультивация)] для осуществления федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы [8].

Специфика работ по ликвидации последствий нефтяных загрязнений значительно отличается от установленного порядка и правил рекультивации нарушенных земель, в том числе в части оценки качества работ и определения длительности и достаточности рекультивационных работ. В связи с этим в нескольких субъектах Российской Федерации разработаны и введены в действие в соответствии с [9] нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах (ДОСНП) после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ: в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Республике Татарстан, Ненецком автономном округе, Сахалинской области, Чувашской Республике, Ставропольском крае. Однако отсутствие утвержденных нормативов ДОСНП в большинстве регионов России не позволяет объективно оценить размеры причиненного вреда и эффективно осуществлять мероприятия по минимизации последствий аварийных ситуаций, затрудняет проектирование и проведение работ по рекультивации нефтезагрязненных территорий, объективную приемку земельных участков после проведения рекультивации, препятствует прогнозированию негативных экологических воздействий при принятии решений о строительстве новых и реконструкции действующих нефтепромысловых объектов.

На современном этапе развития российской экономики перед бизнесом стоит задача практического объединения трех взаимосвязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание следует уделить достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочный периоды). Это возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий [10].

Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" [2] в части, касающейся НДТ, и структура информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, разрабатываемых во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации N 2178-р [11], сформированы с учетом норм европейского права и не предусматривают включения в справочники раздела, посвященного рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.

Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие полной и достоверной информации о наилучших доступных технологиях (далее - НДТ) рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.

Таким образом, появилась объективная необходимость разработки и принятия национального стандарта "Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Основные положения", инициатором разработки которого выступил Проект ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России".

Осуществляемое Проектом ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" взаимодействие с компаниями энергетического сектора показало, что в указанных компаниях успешно реализуются технологии рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, включая агротехнические приемы в целях сохранения биологического разнообразия. В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 1458 [12] технологии рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, разработанные и реализованные в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" могут позиционироваться как наилучшие доступные и перспективные технологии; эти технологии используются для восстановления нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. При этом наряду с традиционными технологиями рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, требуемыми для восстановления плодородия почв и осуществляемыми последовательно, в два этапа (технический и биологический), применяются технологии рекультивации нарушенных земель в целях восстановления и сохранения биоразнообразия, основанные на применении комплекса работ по восстановлению ландшафта и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному.

Кроме того, в течение многих лет в компаниях энергетического сектора для приемки рекультивированных земель и земельных участков успешно применяются отраслевые и региональные регламенты, определяющие состав и порядок работы комиссии по приемке земель после проведения рекультивационных работ, перечень предъявляемых комиссии по приемке земель документов, гарантийные обязательства недропользователей после завершения рекультивационных работ и после приемки земель, форму гарантийного паспорта на рекультивированные земли и др.

В настоящем стандарте использованы [13], [14], [15], [16], [17].

Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении уровня безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, охраны объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также в содействии развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.

Предметом стандартизации является методология применения наилучших доступных технологий рекультивации земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Подходы и методы, включенные в настоящий стандарт, представляют собой существующие наилучшие в экологическом плане, доступные экономически технологии, пригодные для практического внедрения и обеспечивающие высокий уровень защиты окружающей среды.

Аспектом стандартизации являются основные положения.

В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.