Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 50779.60-2017 (ИСО 13528:2015) Статистические методы. Применение при проверке квалификации посредством межлабораторных испытаний (с Поправкой)

     9 Вычисления статистик функционирования лабораторий

9.1 Общие положения при определении качества работы лабораторий

9.1.1 Статистики, используемые при определении качества работы лабораторий, должны соответствовать цели(ям) программы проверки квалификации.

Примечание - Статистики функционирования более полезны, если участники и заинтересованные стороны понимают их структуру и вывод.

9.1.2 Индексы функционирования должны быть легко анализируемыми для всех уровней измеряемой величины и различных раундов программы проверки квалификации.

9.1.3 Результаты участников должны быть определены и проанализированы относительно выполнения предположений, используемых при разработке программы проверки квалификации, чтобы обеспечить значимость статистики функционирования. Например, проверить, не существует ли каких-либо доказательств ухудшения образца для проверки квалификации, или не смешаны ли группы участников, или нет ли серьезных нарушений статистических предположений о свойствах данных.

9.1.4 В общем случае нецелесообразно использовать методы оценки, которые намеренно устанавливают фиксированную долю результатов для получения сигнала к действиям.

9.2 Ограничения неопределенности приписанного значения

9.2.1 Если стандартная неопределенность приписанного значения велика по сравнению с критерием оценки функционирования лаборатории, то существует риск того, что некоторые участники получат сигнал к действиям и сигнал предупреждения из-за неточностей в определении приписанного значения, а не по причине плохой работы участника. Поэтому стандартная неопределенность приписанного значения должна быть определена заранее и сообщена всем участникам (см. 4.4.5 и 4.8.2 ГОСТ ISO/lEC 17043-2013).

Если соблюдены приведенные ниже критерии, то неопределенность приписанного значения можно считать пренебрежимо малой и ее можно не учитывать при интерпретации результатов раунда проверки квалификации

или .                                 (10)


Примечание - , если 3,0 - зона сигнала к действиям.

9.2.2 Если этот критерий не выполняется, то провайдер проверки квалификации должен выполнить перечисленные ниже действия, гарантируя при этом, что любые предпринятые действия по-прежнему соответствуют согласованной политике в области оценки функционирования лаборатории в программе проверки квалификации:

a) следует выбрать метод определения приписанного значения таким образом, чтобы неопределенность приписанного значения удовлетворяла неравенствам (10);

b) необходимо использовать неопределенность приписанного значения при анализе результатов программы проверки квалификации (см. 9.5 для -индексов, 9.6 для -индексов или 9.7 для -индексов);

(Поправка. ИУС N 2-2020).

c) если приписанное значение получено по результатам участников и из-за различий между подгруппами участников неопределенность приписанного значения слишком велика, следует использовать значения неопределенности для каждой подгруппы участников (например, сгруппировать участников по видам используемых методов измерений).

Примечание - В гармонизированном протоколе IUPAC [1] описана конкретная процедура обнаружения бимодальности, основанная на проверке графика плотности ядра с установленной "шириной полосы пропусканий";

d) должны информировать участников о том, что неопределенность приписанного значения не является незначительной и это может повлиять на оценку их работы.

Если неприменимо ни одно из перечислений а)-d), то участники должны быть проинформированы, что приписанное значение и индексы функционирования не могут быть определены достоверно.

Примечание - Методы, представленные в данном разделе, приведены в Е.3 и Е.4 приложения Е.

9.3 Оценка отклонения (погрешности измерений)

9.3.1 Пусть представляет результат измерений характеристики свойства образца для проверки квалификации (или среднее арифметическое репликаций измерений), указанных в отчете -го участника в одном из раундов программы проверки квалификации. Тогда простая мера качества работы участника может быть вычислена как разность между результатом и приписанным значением

.                                                       (11)


можно интерпретировать как погрешность измерений результатов в той степени, в которой приписанное значение можно рассматривать как обычное или опорное значение количественной величины.

Разность может быть выражена в тех же единицах, что и приписанное значение, или в процентах, вычисленных по формуле

.                                             (12)