Статус документа
Статус документа

ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд

     9 Расчетные характеристики грунта рабочего слоя и конструктивных слоев дорожной одежды

9.1 Характеристики грунтов и песка дренирующего слоя

9.1.1 Расчетные характеристики грунтов и песка дренирующего слоя: модуль упругости , угол внутреннего трения и удельное сцепление назначают в следующей последовательности:

- определяют суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки;

- для грунтов вычисляют расчетную влажность по методике, изложенной в А.1 (приложение А);

- затем устанавливают , и грунта и песка дренирующего слоя.

9.1.2 Прочностные и деформационные характеристики грунтов определяют:

- модуль упругости - в зависимости от расчетной влажности по таблице А.5 (приложение А);

- сдвиговые характеристики: угол внутреннего трения и удельное сцепление - в зависимости от расчетной влажности и числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.6 (приложение А).

9.1.3 Расчетные характеристики песка принимают:

- модуль упругости , независимо от расчетной влажности, - одинаковым во всех дорожно-климатических зонах по таблице А.7 (приложение А);

- сдвиговые характеристики: угол внутреннего трения и удельное сцепление - в зависимости от числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.8 (приложение А).

9.2 Расчетные характеристики материалов для оснований дорожной одежды

Расчетные характеристики материалов для оснований дорожной одежды, обработанных и не обработанных вяжущими, не зависят от погодно-климатических условий и принимаются при расчетах постоянными во всех климатических зонах при кратковременном и длительном (статическом) нагружении (см. таблицы Б.1-Б.3, приложение Б).

9.3 Расчетные характеристики асфальтобетона

9.3.1 Асфальтобетонное покрытие обладает упруго-вязко-пластическими свойствами, поэтому модули упругости асфальтобетона в значительной мере зависят от температуры, цикличности приложения нагрузки и режима нагружения, а также скорости приложения нагрузки и продолжительности ее действия. При многократном приложении нагрузки в асфальтобетоне развиваются усталостные деформации, приводящие к потере прочности на растяжение при изгибе.

9.3.2 Расчет асфальтобетонного покрытия на прочность необходимо проводить исходя из температурных условий, при которых дорожные одежды в конкретных условиях работают наиболее напряженно.

Расчет по допускаемому упругому прогибу целесообразно выполнять на умеренную весеннюю температуру воздуха, равную для всех регионов 10°С.

К концу весны при полном оттаивании грунта рабочего слоя модуль упругости асфальтобетона уменьшается, что неблагоприятно сказывается на сопротивлении сдвигу грунта земляного полотна и промежуточных слоев одежды. Поэтому в различных дорожно-климатических зонах температуру асфальтобетона при расчете по критериям сдвигоустойчивости следует принимать: в I и II зонах - 20°С, III - 30°С, IV - 40°С, V - 50°С.

В районах сезонного промерзания дорожных конструкций, независимо от того, в какой дорожно-климатической зоне они находятся, наиболее неблагоприятные условия для работы покрытия на растяжение при изгибе наступают в начале весны при температуре покрытия, близкой к нулю.

9.3.3 Расчетные значения модулей упругости асфальтобетона зависят от характера приложения нагрузки. При длительном приложении нагрузки (более 10 мин) они значительно меньше, чем при кратковременном приложении нагрузки.

Расчетные характеристики асфальтобетона разных типов и видов, рекомендованных в 7.5.1, при расчете на подвижную нагрузку приведены в таблицах Б.4 и Б.5 (приложение Б), на статическую нагрузку - в таблице Б.6 (приложение Б).

При проектировании улиц населенных пунктов расчетные характеристики материалов допускается принимать по приложению В.