Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 10844-2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Акустика

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ТРЕКАМ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА, ИЗЛУЧАЕМОГО ДОРОЖНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ ШИНАМИ

Acoustics. Specification of test tracks for measuring noise emitted by road vehicles and their tyres



МКС 43.020

         17.140.30

Дата введения 2020-07-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

 

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

 

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

 

Кыргызстандарт

Россия

RU

 

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2019 г. N 683-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 10844-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2020 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10844:2014* "Акустика. Требования к испытательным трекам для измерения шума, излучаемого дорожными транспортными средствами и их шинами" ("Acoustics - Specification of test tracks for measuring noise emitted by road vehicles and their tyres", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 43 "Акустика" Международной организации по стандартизации (ISO).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Излучение шума движущимися дорожными транспортными средствами зависит от структуры и звукопоглощения дорожного покрытия. Кроме того, на результаты измерений уровня шума могут влиять механический импеданс и сопротивление заносу верхнего слоя покрытия.

С целью уменьшения разброса результатов измерений уровня шума шин и звукового излучения автотранспортных средств, выполняемых на различных испытательных площадках, следует точно определить необходимые свойства поверхности и тщательно соблюдать рекомендации по составу материалов, конструкции и постройке испытательного трека.

В настоящем стандарте представлены пересмотренные требования к дорожному покрытию с целью повышения воспроизводимости результатов акустических измерений.

В настоящей редакции по отношению к первой редакции стандарта установлены более жесткие требования к испытательным площадкам, а также уменьшен разброс их характеристик.

Важно, чтобы условия испытаний обеспечивали высокую воспроизводимость результатов на разных испытательных площадках, и чтобы конструкция поверхности позволяла свести к минимуму не только изменчивость шума шин или шума самого транспортного средства для каждой отдельной площадки, но также гарантировала независимость условий распространения шума от характеристик поверхности используемой площадки. Это последнее требование исключает применение дорожных покрытий с открытыми текстурами, поглощающими шум от силовой установки транспортного средства и связанных с ней источников шума.

По сравнению с первой редакцией настоящий стандарт устанавливает более жесткие требования к покрытию, строительным нормам и правилам обслуживания испытательного трека. Требования к основным свойствам покрытия остались неизменными.

Пользователям настоящего стандарта рекомендуется измерять ожидаемый разброс уровня шума в зависимости от изменения уровня текстуры дорожного покрытия () и передавать эти данные в подкомитет ISO/ТС 43/SC 1 для анализа и учета при очередном пересмотре стандарта.

С целью периодической проверки характеристик поверхности покрытия испытательного трека в настоящем стандарте рекомендован метод неразрушающего контроля.

Ряд международных стандартов, например ISO 13325, серия стандартов ISO 362, содержат ссылки на настоящий стандарт.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам поверхности испытательного трека, предназначенного для измерения шума дорожных транспортных средств (далее - автомобилей) и шума от взаимодействия шин с дорожным покрытием.

Поверхности, спроектированные в соответствии с настоящим стандартом

- обеспечивают сопоставимые уровни звукового излучения от взаимодействия шин с дорожным покрытием в различных условиях эксплуатации, включая условия испытаний автомобилей по шуму;

- минимизируют разброс результатов измерений для отдельного испытательного трека;

- обеспечивают низкое поглощение звука источников шума автомобиля;

- соответствуют дорожно-строительным нормам.

Примечание - В настоящем стандарте термины "шум" и "звук" считаются эквивалентными.

     2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему):

ISO 362-1, Measurement of noise emitted by accelerating road vehicles - Engineering method - Part 1: M and N categories (Акустика. Измерение шума, излучаемого дорожными транспортными средствами при ускорении. Инженерный метод. Часть 1. Категории М и N)

ISO 13472-2, Acoustics - Measurement of sound absorption properties of road surfaces in situ - Part 2: Spot method for reflective surfaces (Акустика. Измерение на месте свойств звукопоглощения дорожных покрытий. Часть 2. Метод пятна для отражающей поверхности)

ISO 13473-1, Characterization of pavement texture by use of surface profiles - Part 1: Determination of mean profile depth (Определение характеристик структуры дорожного покрытия с применением профилей поверхности. Часть 1. Определение средней толщины профиля)

ISO 13473-3, Characterization of pavement texture by use of surface profiles - Part 3: Specification and classification of profilometers (Определение характеристик структуры дорожного покрытия с применением профилей поверхности. Часть 3. Технические характеристики и классификация профилометров)

ISO/TS 13473-4, Characterization of pavement texture by use of surface profiles - Part 4: Spectral analysis of surface profiles (Определение характеристик структуры дорожного покрытия с применением профилей поверхности. Часть 4. Спектральный анализ профилей поверхности)

EN 13036-7, Road and airfield surface characteristics - Test methods - Part 7: Irregularity measurement of pavement courses: the straightedge test (Характеристики дорожного и аэродромного покрытия. Методы испытаний. Часть 7. Измерение неровностей поверхности трасс. Испытание с использованием рейки)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 коэффициент звукопоглощения (sound absorption coefficient): Доля звуковой мощности нормально падающей на испытуемый объект плоской звуковой волны, которая поглощается объектом.

Примечание - выражается в процентах и называется звукопоглощением.

3.2 профиль поверхности (surface profile)

3.2.1 профиль текстуры (texture profile): Двумерная выборка ординат текстуры дорожного покрытия, образующаяся при движении сенсора, например кончика иглы или лазерного пятна, безотрывно скользящего вдоль некоторой линии на поверхности покрытия.

Примечание - Профиль текстуры описывается в двух координатах, одну из которых, лежащую в плоскости поверхности, называют "расстояние" (абсцисса), другую - в направлении нормали к плоскости поверхности называют "амплитуда" (ордината).

3.2.2 неровность (irregularity): Максимальное расстояние от поверхности покрытия до измерительного края контрольной рейки между двумя точками контакта рейки с поверхностью покрытия.

Примечание 1 - Характерные элементы дорожного покрытия, размер которых превышает 0,5 м, не относятся к текстуре и рассматриваются как неровности.

Примечание 2 - См. рисунок C.1.

3.2.2.1 продольная неровность (longitudinal irregularity): Неровность в направлении продольной оси трека.

3.2.2.2 поперечная неровность (transversal irregularity): Неровность в направлении, перпендикулярном продольной оси трека.

3.2.3 (контрольная) рейка (straightedge): Устройство (приспособление) для измерения отклонения профиля от плоскости.

3.2.4 мегатекстура (megatexture): Отклонение поверхности дорожного покрытия от абсолютно плоской поверхности, имеющее протяженность от 50 до 500 мм, соответствующую длине волны третьоктавных полос в диапазоне среднегеометрических длин волн от 63 до 500 мм.

Примечание - Размах амплитуды мегатекстуры обычно изменяется в пределах от 0,1 до 50 мм. Такой тип текстуры имеет длины волн того же порядка, что размер контакта шин с дорожным покрытием и часто образуется выбоинами или "волнистостью". Подобная мегатекстура является негативным следствием дефектов покрытия. Мегатекстуры с большей длиной волны рассматриваются в настоящем стандарте как неровности.

3.2.5 макротекстура (macrotexture): Отклонение поверхности дорожного покрытия от абсолютно плоской поверхности, имеющее протяженность от 0,5 до 50 мм, соответствующую длине волны третьоктавных полос в диапазоне среднегеометрических длин волн от 0,63 до 50 мм.

Примечание - Размах амплитуды макротекстуры обычно изменяется в пределах от 0,1 до 20 мм. Такой тип текстуры имеет длины волн порядка размера элемента протектора шины при взаимодействии шины с дорогой. Дорожные покрытия обычно проектируют с соответствующей макротекстурой для обеспечения дренажа воды с поверхности соприкосновения шины с дорогой. Параметры макротекстуры обеспечивают соответствующей дозировкой наполнителя в смеси асфальтобетона или соответствующей финишной обработкой поверхности.

3.2.6 микротекстура (microtexture): Отклонение поверхности дорожного покрытия от абсолютно плоской поверхности, имеющее протяженность менее 0,5 мм, соответствующую длине волны третьоктавных полос в диапазоне среднегеометрических длин волн не более 0,50 мм.

3.3 градиент и поперечный уклон (gradient and cross fall)

3.3.1 градиент (gradient): Отношение перепада высот к расстоянию, измеренному вдоль полосы движения, выраженное в процентах.

3.3.2 поперечный уклон (cross fall): Отношение перепада высот к расстоянию, измеренному поперек полосы движения, выраженное в процентах.

3.4 область распространения (звука) (propagation area): Часть территории испытательного трека, расположенная по обе стороны от полосы движения.

Примечание - См. рисунок 1.

3.5 полоса движения (drive lane): Часть испытательного трека, предназначенная для движения автомобиля.

3.6 жесткость (stiffness): Отношение нормальной силы к вызванному ей смещению.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs