В настоящем стандарте установлены методы определения изоляции воздушного шума элементами фасада (элементные методы) и всем фасадом (фасадные методы) с использованием измерений уровня звукового давления. Эти методы предназначены для измерений в помещениях объемом от 10 до 250 м в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрическими частотами от 50 до 5000 Гц.
Результаты испытаний могут быть использованы для количественной оценки и сравнения изоляции воздушного шума в пустых или меблированных помещениях, в которых звуковое поле может быть диффузным или отличаться от него. Измеренная звукоизоляция зависит от частоты и может быть преобразована в одночисловой параметр с использованием процедур оценки по ГОСТ Р 56769.
Элементные методы направлены на оценку звукоизоляции фасадного элемента, например окна. Наиболее точный элементный метод использует громкоговоритель в качестве искусственного источника шума. Другие, менее точные элементные методы используют транспортный шум. Фасадные методы предназначены для оценки разности уровней шума на открытом воздухе и в помещении в реальных условиях движения транспорта. Наиболее точные фасадные методы используют движение реального транспорта в качестве источника шума. Допускается использовать громкоговоритель как искусственный источник шума, когда уровень шума в помещении от транспорта недостаточен. Обзор методов приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Обзор методов измерения
N метода | Метод | Структурный элемент настоящего стандарта | Определяемая величина | Область применения |
Элементный | ||||
1 | Элементный громкоговорителя | 9.5 | Предпочтительный метод для оценки фактической изоляции элементом фасада | |
2 | Элементный автодорожного транспорта | 10.3 | Альтернативный методу N 1, когда автодорожный транспорт обеспечивает достаточный уровень | |
3 | Элементный рельсового транспорта | Приложение Е | Альтернативный методу N 1, когда рельсовый транспорт обеспечивает достаточный уровень | |
4 | Элементный авиационного транспорта | Приложение Е | Альтернативный методу N 1, когда авиационный транспорт обеспечивает достаточный уровень | |
Фасадный | ||||
5 | Фасадный громкоговорителя | 9.6 | Альтернативный методам N 6, 7 и 8 | |
6 | Фасадный автодорожного транспорта | 10.4 | Предпочтительный метод для оценки звукоизоляции фасада под воздействием шума | |
7 | Фасадный рельсового транспорта | Приложение Е | Предпочтительный метод для оценки звукоизоляции фасада под воздействием шума рельсового транспорта | |
8 | Фасадный авиационного транспорта | Приложение Е | Предпочтительный метод для оценки звукоизоляции фасада под воздействием авиационного шума |
Элементный метод громкоговорителя дает фактическую изоляцию воздушного шума, которую при определенных условиях можно сравнить с изоляцией воздушного шума, измеренную в лабораториях в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10140-1, ГОСТ Р ИСО 10140-2, ГОСТ Р ИСО 10140-4, ГОСТ Р ИСО 10140-5. Этот метод является предпочтительным методом, когда целью измерения является оценка характеристики определенного фасадного элемента на соответствие его характеристике, измеренной в лаборатории.
Элементный метод автодорожного транспорта предназначен для тех же целей, что и метод громкоговорителя. Он особенно полезен, когда по разным практическим причинам элементный метод громкоговорителя не может быть применен. Эти два метода зачастую дают несколько различающиеся результаты. Метод автодорожного транспорта приводит к более низким значениям фактической изоляции воздушного шума, чем метод громкоговорителя. В приложении D метод автодорожного транспорта дополнен соответствующими методами авиационного и рельсового транспорта.
Фасадный метод автодорожного транспорта предназначен для оценки снижения шума фасадом в данном месте по отношению к уровню шума на расстоянии 2 м перед фасадом. Этот метод является предпочтительным, когда целью измерения является оценка эффективности всего фасада, включая все косвенные пути, в заданном положении по отношению к шуму близлежащих дорог. Результат недопустимо сравнивать с результатом лабораторных измерений.
Фасадный метод громкоговорителя предназначен для оценки снижения шума фасадом по отношению к уровню шума громкоговорителя на расстоянии 2 м перед фасадом. Этот метод особенно полезен, когда по практическим причинам реальный источник не может использоваться, однако результат недопустимо сравнивать с результатом лабораторных измерений.