Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70642-2023

(ИСО/МЭК 40180:2017)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная технология

КАЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ

Основные положения и эталонная структура

Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources



ОКС 35.240.99

Дата введения 2023-03-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией "Цифровые инновации в машиностроении" (АЦИМ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 января 2023 г. N 32-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 40180:2017* "Информационные технологии. Качество в обучении, образовании и практике. Основные положения и эталонная структура" (ISO/IEC 40180:2017 "Information technology - Quality for learning, education and training - Fundamentals and reference framework", MOD) путем изменения нормативных и библиографических ссылок, которые выделены в тексте курсивом**. При этом в него не включены подпункт D.2 приложения D, графический материал в приложениях B и C примененного международного стандарта, которые нецелесообразно (преждевременно) применять в российской национальной стандартизации в связи с приведенными в них примерами зарубежных практик в области электронного обучения, использование которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 2 "Нормативные ссылки" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


В настоящем стандарте представлены основные положения и структура системы обеспечения, управления и повышения качества обучения, образования и подготовки с использованием информационных технологий (электронного обучения). В стандарте рассмотрена эталонная система качества (ЭСК) для систем электронного обучения. Система является основой для описания, сравнения и анализа подходов к системам управления и обеспечения качества. Данные элементы и подходы могут быть сопоставлены с ЭСК. Данная система не является моделью управления качеством или руководствующей системой управления - это основа для описания подходов к управлению и обеспечению качества. Стандарт является основой для гармонизации различных стандартов с целью создания общей модели качества. В приложениях к стандарту представлены примеры его применения: на основе немецкого стандарта DIN PAS 1032-1 (приложение В), французского практического кодекса для электронного обучения (приложение С). Также представлен пример того, как можно сопоставить данную систему с другими системами качества [китайские стандарты о технологиях электронного обучения (CELTS) (приложение D)].

Настоящий стандарт является основой для внедрения и адаптации общих стандартов качества в области электронного обучения, образования и подготовки. Включает в себя специальный словарь, а также ЭСК, ее процессную и информационную (дескриптивную) модели. В стандарте представлена информация для представителей отрасли, которая может быть использована для интеграции обязательных и добровольных сертификации качества на местном, региональном, национальном и транснациональном уровнях. Применяя рекомендации настоящего стандарта, организации могут улучшать качество своих процессов, продуктов, услуг и решений в области обучения, образования и профессиональной подготовки.

ИСО/МЭК 40180 разрабатывался и пересматривался в течение более чем 10 лет для обеспечения его совместимости со стандартами ИСО 9001 и ИСО 14001 и упрощения их использования организациями, которые заинтересованы во внедрении и улучшении систем обеспечения, управления и повышения качества обучения, образования и подготовки. Стандарт возможно применять совместно с внедрением систем управления окружающей средой и качеством в интересах клиентов и заинтересованных сторон.

Структура ИСО/МЭК 40180:

- в разделе 6 приведено описание процессно-ориентированной ЭСК для сравнения и анализа подходов к качеству;

- приложение A содержит описание ЭСК и иллюстрирует его взаимосвязь с циклом PDCA и эталонной моделью IDEAL. Кроме того, в нем представлены ответы на ключевые вопросы, для обеспечения более четкого понимания концепции ЭСК и ее использования;

- приложение B показывает немецкую модель процесса (DIN PAS 1032-1) в качестве примера расширения базовой модели;

- приложение C описывает применение французской модели (AFNOR Z 76-001) в качестве второго примера использования данного документа;

- приложение D представляет сопоставление ЭСК с другими подходами к качеству. В частности, в качестве примера используется китайская модель CELTSC;

- приложение E описывает использование модели для определенных целевых направлений в области качества, таких как качество метаданных.

     1 Область применения

В стандарте представлены общий подход и структура системы обеспечения качества, менеджмент и повышение качества в области обучения, образования и подготовки с использованием информационных технологий (электронного обучения). В стандарте рассмотрена эталонная система качества (ЭСК) для электронного обучения, которая является общей и универсальной моделью для описания, определения и понимания критических свойств, характеристик и показателей качества. ЭСК сочетает в себе общую уточненную процессную модель с дескриптивной моделью процессов.

Стандарт гармонизирует существующие подходы, концепции, спецификации, термины и определения, связанные с качеством электронного обучения, образования и подготовки.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54837 (ИСО/МЭК 19796-3:2009) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Общие положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО/МЭК 11179-3 Информационная технология. Регистры метаданных (РМД). Часть 3. Метамодель регистра и основные атрибуты

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1

организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения своих целей.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.2.1]

3.2 потребитель (customer): Лицо или организация, которые прямо или косвенно являются потребителями услуги (обучение и подготовка)

Пример - Учащийся, родители учащегося, учебные заведения и потенциальные работодатели.

3.3

заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

Пример - Ученик, сотрудник, поставщик, партнер, инвестор, владелец, общество.

[Адаптировано из ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.2.3]

3.4

процесс (prosess): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих действий, которые преобразуют входы в выходы.

Примечания

1 Входы процесса обычно являются выходами других процессов.

2 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

3 Процесс, в котором подтверждение соответствия конечного выхода затруднено или экономически нецелесообразно, часто называют "специальным процессом".

[[1], приложение SL, 3.12]

3.5

продукция (product): Выход организации, который может быть произведен без какого-либо взаимодействия между организацией и потребителем.

Примечания

1 Производство продукции достигается без какого-либо необходимого взаимодействия между поставщиком и потребителем, но может включать эту часть услуги при поставке продукции потребителю.

2 Превалирующий элемент продукции - то, что она, как правило, является материальной.

3 Техническое средство является материальным, и его количество выражается исчисляемой характеристикой (например, шины). Перерабатываемые материалы, являются материальными, и их количество выражается непрерывной характеристикой (например, топливо и безалкогольные напитки). Технические средства и перерабатываемые материалы часто называют товарами. Программное средство состоит из информации независимо от носителя (например, компьютерная программа, мобильное приложение для телефона, инструкция по эксплуатации, словарь, музыкальные композиции с авторским правом, водительское удостоверение).

[ГОСТ Р ИСО 9000-015*, пункт 3.7.6]

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 9000-2015. - Примечание изготовителя базы данных.

3.6

услуга (service): Выход организации с, по крайней мере, одним действием, обязательно осуществленным при взаимодействии организации и потребителя.

Примечания

1 Превалирующий элемент услуги - то, что она, как правило, является нематериальной.

2 Услуга часто охватывает деятельность на стыке взаимодействия с потребителем для установления требований потребителя, а также по ходу предоставления услуги, и может включать продолжение отношений, таких как взаимодействие с банками, бухгалтерией или государственными учреждениями, например школами или госпиталями.

3 Предоставление услуг может включать в себя, например, следующее:

- деятельность, осуществленную применительно к поставленной потребителем материальной продукции (например, ремонт неисправного автомобиля);

- деятельность, осуществленную применительно к поставленной потребителем нематериальной продукции (например, составление заявления о доходах, необходимого для определения налогового вычета);

- предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);

- создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).

4 Услуга, как правило, оценивается потребителем на основе его восприятия.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.7]

3.7

качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям.

Примечания

1 Термин "качество" может применяться с прилагательными, такими как плохое, хорошее или превосходное.

2 Термин "присущий", являющийся противоположным термину "назначенный", означает имеющийся в объекте.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.6.2]

3.8 качество данных (data quality): Набор функций, касающихся сбора, анализа, сохранения, распространения и использования данных.

Пример - Релевантность, точность, своевременность, пунктуальность, доступность, ясность, сопоставимость, согласованность.

3.9 оценка качества (quality assessment): Последовательно и систематически осуществляемые меры для обеспечения соответствия требованиям определенной спецификации.

3.10

обеспечение качества (quality assurance): Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.3.6]

3.11

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs