РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации



Принят
Государственной Думой
11 апреля 2023 года

Одобрен
Советом Федерации
12 апреля 2023 года



Статья 1


Внести в статью 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873; 2013, N 30, ст.4029; N 52, ст.7002; 2015, N 48, ст.6706) следующие изменения:

1) в пункте 2 слово "влекущих" заменить словами "а также случаи, влекущие";

2) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:

"2_1. В случае наличия сформированного в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, решения о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в отношении физического лица право на управление транспортными средствами ограничивается до формирования в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, решения об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в отношении физического лица в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.".

Статья 2


Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029) дополнить статьей 15_1 следующего содержания:

"Статья 15_1. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда в соответствии с федеральным законом такая повестка считается врученной, запрещается выезд из Российской Федерации. Указанное ограничение действует до исполнения обязанности явиться по повестке в военный комиссариат.".

Статья 3


Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613; 2001, N 7, ст.620; 2002, N 30, ст.3029, 3030, 3033; 2003, N 27, ст.2700; N 46, ст.4437; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 14, ст.1212; N 27, ст.2716; N 40, ст.3987; N 43, ст.4349; 2006, N 1, ст.10, 22; N 29, ст.3122; 2007, N 31, ст.4011; N 45, ст.5418; N 49, ст.6074; 2008, N 30, ст.3616; N 49, ст.5746; N 52, ст.6235; 2009, N 18, ст.2149; N 48, ст.5735; N 52, ст.6404; 2010, N 11, ст.1176; N 49, ст.6415; 2011, N 1, ст.16; N 49, ст.7021; 2012, N 53, ст.7613; 2013, N 9, ст.870; N 19, ст.2331; N 27, ст.3462, 3477; N 48, ст.6165; 2014, N 30, ст.4247; N 49, ст.6923; 2015, N 17, ст.2479; N 27, ст.3963; N 29, ст.4356; 2016, N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 15, ст.2136; N 18, ст.2668; N 31, ст.4741; 2018, N 1, ст.28; N 11, ст.1590; N 32, ст.5102; N 49, ст.7517; 2019, N 6, ст.466; N 22, ст.2673; N 40, ст.5488; 2020, N 31, ст.5044; 2021, N 18, ст.3060, 3075; N 22, ст.3681; 2022, N 22, ст.3540; N 29, ст.5245; 2023, N 5, ст.701) следующие изменения:

1) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

 

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг (функций), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций);

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Военные комиссариаты направляют вызовы (повестки) в организации в отношении граждан - работников таких организаций в письменной и (или) электронной форме.

2. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен военным комиссариатом, в том числе в электронной форме, о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1_1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме на бумажном носителе либо электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и переехавших на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования предыдущего места жительства, либо зарегистрированных по месту пребывания на срок более трех месяцев, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее - государственный информационный ресурс);

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

осуществлять розыск и при наличии законных оснований задерживать граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, лиц, самовольно оставивших воинскую часть либо место прохождения военной службы, если в отношении указанных граждан осуществляется уголовное преследование, а в случае возбуждения дел об административных правонарушениях о неисполнении гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе по получению повестки, или об уклонении граждан от медицинского освидетельствования либо медицинского обследования при обращении должностных лиц военных комиссариатов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставлять граждан, совершивших указанные правонарушения, в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) или помещения органов местного самоуправления сельского поселения и применять иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

4. Федеральная налоговая служба обязана предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, из Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

6. Федеральные суды обязаны предоставлять в электронном виде в двухнедельный срок со дня вынесения соответствующего решения (приговора, постановления, определения) в военные комиссариаты сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан предоставлять необходимые для ведения воинского учета сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в государственный информационный ресурс.

Медицинские организации обязаны предоставлять в электронном виде органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана предоставлять в электронной форме в государственный информационный ресурс следующие сведения, необходимые для ведения воинского учета:

о гражданах, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, о сроках их полномочий;

о гражданах, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления;

из регистра избирателей, участников референдума (в том числе о регистрации граждан по месту жительства и (или) месту пребывания).

10. Образовательные организации высшего образования и научные организации в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, обучающихся в указанных организациях по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе в государственный информационный ресурс.

11. Министерство просвещения Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе в государственный информационный ресурс.

Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации в отношении граждан, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования по очной форме обучения, обязаны предоставлять в электронном виде Министерству просвещения Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения.

12. Федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации обязаны предоставлять иные сведения, необходимые для ведения воинского учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

2) пункт 1_2 статьи 5_1 дополнить словами ", подаваемому в том числе в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций), или письменному обращению гражданина в военный комиссариат";

3) в статье 7:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В случае неявки гражданина в установленные настоящим Федеральным законом сроки в военный комиссариат (в том числе в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет) без уважительных причин такой гражданин может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

б) в абзаце первом пункта 2 слова "по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки" заменить словами "при условии документального подтверждения";

в) пункт 3 после слов "и организаций," дополнить словами "в том числе указанные в статье 4 настоящего Федерального закона,";

4) раздел I дополнить статьей 7_1 следующего содержания:

"Статья 7_1. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата

 

1. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации.

2. Решение о принятии временной меры, указанной в пункте 1 настоящей статьи, формируется в государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" (далее - Реестр воинского учета) в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также отражается в Реестре воинского учета.

3. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, в течение суток со дня, когда такая повестка считается врученной, направляется предупреждение о применении в отношении их указанных в пункте 4 настоящей статьи временных мер, направленных на обеспечение их явки, в случае неявки по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке.

Предупреждение формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме на основании внесенных в Реестр воинского учета военным комиссариатом сведений о направлении (вручении) гражданину повестки и направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

4. Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:

а) запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) запрета на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

в) приостановки на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

г) ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами, предоставленным Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

д) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, осуществляемую в порядке, установленном Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

е) отказа в заключении кредитного договора, договора займа.

5. Решение о принятии временных мер, указанных в пункте 4 настоящей статьи, формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.

6. Решение об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»