ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2022 года N 1395

О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами на цели развития инфраструктуры

(с изменениями на 8 апреля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 года N 571 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2023, N 0001202304100024).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами на цели развития инфраструктуры.

2. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2022 года N 1395

     

Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами на цели развития инфраструктуры

(с изменениями на 8 апреля 2023 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность в отраслях транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, связи и информационных технологий (далее - принципалы), в валюте Российской Федерации на срок от 3 до 30 лет на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил (далее соответственно - кредиты, облигационные займы, гарантии), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

2. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципалов, отобранных в порядке, установленном пунктами 11-16 настоящих Правил.

3. Гарантии предоставляются по кредитам (за исключением кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий) или облигационным займам, привлекаемым принципалами на цели реализации ими на территории Российской Федерации инфраструктурных проектов (в том числе в рамках своей основной производственной деятельности) (далее - инфраструктурные проекты).

Гарантии не предоставляются по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на цели рефинансирования ранее привлеченных кредитов и облигационных займов.

4. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому принципалом на цели реализации им инфраструктурного проекта, соответственно по возврату суммы кредита (погашению основного долга) либо по выплате номинальной стоимости неконвертируемых процентных (купонных) облигаций принципала, подлежащих размещению и обращению в Российской Федерации, в объеме до 50 процентов суммы названных обязательств принципала, оставшихся не исполненными (не погашенными) по окончании установленного кредитным договором (условиями выпуска облигаций) срока исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении) в полном объеме.

5. Гарантия предоставляется на сумму не менее 2 млрд. рублей.

6. Государственная гарантийная поддержка в соответствии с настоящими Правилами может быть оказана принципалу, реализующему (финансирующему) несколько инфраструктурных проектов. При этом по каждому инфраструктурному проекту, реализуемому (финансируемому) принципалом, привлекается отдельный кредит либо облигационный заем.

7. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала отдельно по каждому кредиту (облигационному займу), привлекаемому принципалом.

8. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) удовлетворительное финансовое состояние принципала;

в) соответствие принципала и кредитора (если видом заимствования является кредит) требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

г) предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии (далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации);

д) при реализации (финансировании) инфраструктурного проекта не менее 20 процентов общей (полной) стоимости инфраструктурного проекта финансируется принципалом за счет собственных средств без использования заемных средств (проверка соблюдения такого условия при предоставлении гарантии осуществляется на этапе отбора принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта);

е) при реализации (финансировании) инфраструктурного проекта общий объем оказания Российской Федерацией каких-либо видов (форм) государственной финансовой поддержки, включая оказание государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами, а также оказания субъектами Российской Федерации каких-либо видов (форм) государственной финансовой поддержки не должен превышать 50 процентов общей (полной) стоимости инфраструктурного проекта (проверка соблюдения такого условия при предоставлении гарантии осуществляется на этапе отбора принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта).

9. Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, который находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

10. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

11. Отбор принципалов и реализуемых ими инфраструктурных проектов для оказания в соответствии с настоящими Правилами государственной гарантийной поддержки осуществляется до 15 октября года, в котором предоставляются гарантии.

12. Отбор принципалов и реализуемых ими инфраструктурных проектов для оказания в соответствии с настоящими Правилами государственной гарантийной поддержки осуществляет:

а) межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее межведомственная комиссия), - в случае, если объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала по одному реализуемому (финансируемому) им инфраструктурному проекту составляет до 10 млрд. рублей включительно. Порядок проведения межведомственной комиссией отбора принципалов и реализуемых ими инфраструктурных проектов, а также перечень документов, представляемых принципалами в межведомственную комиссию для участия в отборе, устанавливаются межведомственной комиссией;

б) подкомиссия по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. N 288 "О преобразовании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правительственная подкомиссия), по представлению межведомственной комиссии, - в случае, если объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала по одному реализуемому (финансируемому) им инфраструктурному проекту составляет более 10 млрд. рублей.

13. При принятии решений об отборе принципалов и реализуемых ими инфраструктурных проектов Правительственная подкомиссия и межведомственная комиссия определяют федеральный орган исполнительной власти (по согласованию с ним), на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 47 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган).

14. Решения об отборе принципалов и реализуемых ими инфраструктурных проектов принимаются при условии:

а) обеспечения принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности;

б) выполнения принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;

в) соответствия принципалов и кредиторов (если видом заимствования является кредит) требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

г) представления кредиторами (если видом заимствования является кредит) в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) подтверждения проведения анализа финансового состояния принципалов и принятия кредитными комитетами кредиторов решений о предоставлении кредитов на основе представленных принципалами бизнес-планов;

д) представления принципалами в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) сведений о наличии иного (кроме гарантий) обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам, облигационным займам (с указанием наименования, суммы и срока обеспечения). Состав и объем иного, кроме гарантий, обеспечения исполнения обязательств принципалов по кредитам определяются принципалами по согласованию с кредиторами, а по облигационным займам - принципалами;

е) представления принципалами в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) сведений, предусмотренных разделами I и II анкеты принципала, приведенной в приложении N 3 к Правилам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825 "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках";

ж) представления принципалами в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) заключений по результатам анализа финансового состояния принципалов по форме, приведенной в приложении N 2 к методике проведения анализа финансового состояния принципала, в случае если государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства принципала по кредиту или облигационному займу, привлекаемому в целях реализации инвестиционного проекта, предусмотренной приложением N 2 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 92 "Об определении минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также об осуществлении анализа финансового состояния принципала" (далее - Правила определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации);

з) представления принципалами в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) заключений о минимальном объеме (сумме) обеспечения исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессного требования гаранта по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения регрессных требований Российской Федерации;

и) представления принципалами в Правительственную подкомиссию (межведомственную комиссию) мотивированного предложения относительно обеспечения регрессных требований Российской Федерации, соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (с указанием наименования (вида), предельных срока и суммы обеспечения, полного наименования, места нахождения и адреса, идентификационного номера налогоплательщика и основного государственного регистрационного номера юридического лица, предоставляющего обеспечение), а также:

если в качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации предлагается поручительство российского юридического лица, - сведений о соответствии поручителя требованиям, установленным подпунктами "а" и "в" пункта 21 настоящих Правил, и анкеты поручителя по форме, предусмотренной приложением N 5 к Правилам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 549 "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития" (далее - Правила N 549). Анализ финансового состояния поручителя в целях заполнения анкеты поручителя осуществляется в соответствии с приложением N 6 к Правилам N 549;

если в качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации предлагается банковская гарантия российского банка - сведений о соответствии указанного банка требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 20, подпунктами "а" и "в" пункта 21 настоящих Правил, и анкеты банка-гаранта по форме в соответствии с приложением N 7 к Правилам N 549. При заполнении анкеты банка-гаранта вывод о финансовом состоянии банка-гаранта делается с учетом требований, предъявляемых к финансовому состоянию банка-гаранта при предоставлении в обеспечение исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации гарантии российского банка, в соответствии с приложением N 8 к Правилам N 549;

если в качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации предлагается залог имущества принципала или иного российского юридического лица, - сведений о соответствии указанных лиц требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 21 настоящих Правил;

к) при реализации (финансировании) инфраструктурного проекта не менее 20 процентов общей (полной) стоимости инфраструктурного проекта финансируется принципалом за счет собственных средств (без использования заемных средств);

л) при реализации (финансировании) инфраструктурного проекта общий объем оказания Российской Федерацией каких-либо видов (форм) государственной финансовой поддержки, включая оказание государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами, а также оказания субъектами Российской Федерации каких-либо видов (форм) государственной финансовой поддержки не должен превышать 50 процентов общей (полной) стоимости инфраструктурного проекта.

15. В решении Правительственной подкомиссии, решении межведомственной комиссии об отборе принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта указываются сведения, предусмотренные пунктами 56 или 77 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

16. Решение Правительственной подкомиссии, решение межведомственной комиссии об отборе принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта оформляются протоколом, который подписывается уполномоченными лицами соответствующей комиссии (а протокол межведомственной комиссии также прошивается), и представляется в Министерство финансов Российской Федерации, принципалу, кредитору (если видом заимствования является кредит) и в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.

17. Министерство финансов Российской Федерации определяет агента Правительства Российской Федерации из числа агентов, привлеченных Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации). В случае если видом заимствования является кредит, не допускается совпадение в одном лице агента Правительства Российской Федерации и кредитора. Сведения об агенте Правительства Российской Федерации направляются Министерством финансов Российской Федерации агенту Правительства Российской Федерации (с приложением копии решения Правительственной подкомиссии (межведомственной комиссии) об отборе принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта), принципалу и кредитору (если видом заимствования является кредит) в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного решения.

18. Решение о предоставлении гарантии принимается Правительством Российской Федерации.

19. Министерство финансов Российской Федерации на основании соответственно решения Правительственной подкомиссии или межведомственной комиссии об отборе принципала и реализуемого им инфраструктурного проекта в течение 5 рабочих дней со дня его получения осуществляет в установленном порядке подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 56 или пунктом 77 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

20. В качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации может приниматься:

а) поручительство российского юридического лица;

б) банковская гарантия российского банка, имеющего генеральную (универсальную) лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, который по состоянию на 1 января года, в котором предоставляется гарантия, по величине собственных средств (капитала) входит в число первых 100 крупнейших российских банков;

в) залог движимого (за исключением ценных бумаг, долей в уставном капитале юридических лиц) и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющим условиям, установленным статьей 15_1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - оценщик), не ранее чем за 6 месяцев до даты заключения договора залога. Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждаются положительным заключением эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должно быть указано Министерство финансов Российской Федерации. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам. Последующий залог имущества, переданного в залог Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не допускается.

21. Обеспечение регрессных требований Российской Федерации принимается при соблюдении следующих условий:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»