Недействующий

     

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ

от 5 июля 2016 года N 847

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстандарта от 28 июня 2018 года N 1321
____________________________________________________________________



В целях реализации статей 37-39 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В.Кулешова.

Руководитель
А.В.Абрамов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 5 июля 2016 года N 847

     

Методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств

     

     

Часть I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) и технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (далее - технический регламент).

2. Статья 37 Федерального закона устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

3. В отношении выпущенных в обращение транспортных средств органом государственного контроля (надзора) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 года N 1108 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" является Росстандарт.

4. В соответствии со статьей 38 Федерального закона, в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

5. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий.

В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами.

6. Согласно статье 39 Федерального закона орган государственного контроля (надзора) вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, а также:

- запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

- направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;

- при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;

- запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

7. Часть 2 статьи 39 устанавливает, что орган государственного контроля (надзора) оказывает содействие в реализации программы мероприятий и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля (надзора):

- способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

8. Часть 3 статьи 39 устанавливает, что в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:

- выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;

- информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

9. Для целей настоящих методических рекомендаций используются понятия, установленные техническим регламентом, в том числе:

Безопасность транспортного средства - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (пункт 6 технического регламента);

Изготовитель - лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования (пункт 6 технического регламента);

Представитель изготовителя - юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании соглашения с ним для осуществления действий от его имени при оценке соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения солидарной с изготовителем ответственности за несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента (пункт 6 технического регламента).

Кроме того, применяются термины, которые означают следующее:

Владелец транспортного средства - лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании (статья 1 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

Дефект - несоответствие, связанное с предназначенным или установленным использованием (пункт 3.6.10 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь");

Неисправность - состояние изделия, характеризующееся неспособностью выполнить требуемую функцию, исключая такую неспособность во время профилактического технического обслуживания или других запланированных действий или из-за нехватки внешних ресурсов (пункт 69 ГОСТ Р 53480-2009 "Надежность в технике. Термины и определения");

Несоответствие - невыполнение требования (пункт 3.6.9 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь");

Отзыв (продукции) - корректирующие действие, предпринятое после производства, с целью защиты здоровья и безопасности потребителей в связи с использованием какой-либо продукции (пункт 2.12 ГОСТ Р ИСО 10393-2014 "Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков").

10. Целью Методических рекомендаций является упорядочивание процедур по реализации указанных в Федеральном законе положений и доведение до заинтересованных сторон предложений рекомендательного характера для добровольного многократного использования следующими лицами:

- Росстандартом;

- заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- изготовителями (представителями изготовителей) транспортных средств;

- органами по сертификации, осуществляющими оценку соответствия транспортных средств;

- иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере автомобильного хозяйства.

11. В настоящих Методических рекомендациях изложены рекомендации:

- по определению случаев, в которых изготовителям (представителям изготовителей) следует уведомлять Росстандарт;

- по разработке и оформлению уведомления о получении информации о возможном несоответствии транспортного средства требованиям технического регламента;

- по разработке, оформлению и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением транспортных средств (далее также - программа мероприятий);

- о дальнейших действиях.

Часть II. Случаи, в которых изготовителям (представителям изготовителей) следует уведомлять Росстандарт

12. Основанием для принятия решения о необходимости уведомления Росстандарта является получение (выявление) изготовителем (представителем изготовителя) информации о наличии проблем, связанных с: ошибками проектирования транспортного средства; дефектами производства (сборки) транспортного средства; дефектами компонентов (комплектующих) транспортного средства и другими причинами (далее - неисправность (дефект).

13. В целях принятия решения о необходимости уведомления Росстандарта изготовителю (представителю изготовителя) необходимо оценить, характеризуется ли выявленная изготовителем (представителем изготовителя) неисправность (дефект) транспортного средства несоответствием требованиям технического регламента, в том числе требованиям, установленным пунктами 10-18, приложениями N 2, N 3, N 5, N 6 и N 7 к техническому регламенту, включая требования Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил.

В рамках указанной оценки необходимо учитывать положения пункта 105 технического регламента, в соответствии с которым выпущенное в обращение транспортное средство (шасси), имеющее одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), считается не соответствующим требованиям технического регламента в следующих случаях:

- хотя бы одна характеристика указанного транспортного средства или шасси (хотя бы один его компонент), в отношении которой установлены требования, не соответствует уровню требований, указанному в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси);

- конструктивные параметры и характеристики транспортного средства (шасси) отличаются от зафиксированных в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Исключение составляют изменения, вносимые в конструкцию транспортных средств (шасси), о которых заявитель проинформировал орган по сертификации и в отношении которых органом по сертификации было принято решение о сохранении действия выданных документов, удостоверяющих соответствие требованиям технического регламента.

Примечание: неисправности (дефекты), оказывающие влияние на безопасность транспортных средств, как правило, характеризуются несоответствием требованиям технического регламента.

14. В случае если после проведения оценки установлено, что выявленная неисправность (дефект) транспортного средства приводит к несоответствию требованиям технического регламента, изготовителю (представителю изготовителя) следует:

а) направить в десятидневный срок в орган государственного контроля (надзора) - Росстандарт уведомление о получении информации о возможном несоответствии транспортных средств требованиям технического регламента согласно части III настоящих Методических рекомендаций;

б) в течение 10 дней после направления указанного в подпункте "а" пункта 14 уведомления направить в Росстандарт программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии с частью IV настоящих рекомендаций.

Примечание: изготовитель (представитель изготовителя) при наличии возможности может не выполнять подпункт "а" пункта 14 и в десятидневный срок после получения информации о возможном несоответствии продукции требованиям технического регламента направить в Росстандарт программу мероприятий по предотвращению причинения вреда.

15. Уведомление о получении информации о возможном несоответствии транспортных средств требованиям технического регламента рекомендуется направлять вместе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица изготовителя (представителя изготовителя) в адрес заместителя Руководителя Росстандарта, определенного согласно установленному распределению обязанностей руководящего состава (далее - заместитель Руководителя Росстандарта).

16. Уведомление о получении информации о возможном несоответствии транспортных средств требованиям технического регламента и программу мероприятий по предотвращению причинения вреда рекомендуется направлять также и в тех случаях, когда транспортные средства не были реализованы. В этом случае содержание программы мероприятий по предотвращению причинения вреда соответствующим образом корректируется.

17. Не требуется направлять уведомление о получении информации о возможном несоответствии транспортных средств требованиям технического регламента в Росстандарт и разрабатывать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в случае, если по результатам указанной в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций оценки выявленное несоответствие не приводит к нарушениям требований технического регламента.

18. Блок-схема принятия решений о необходимости уведомления Росстандарта приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Часть III. Содержание уведомления о получении информации о возможном несоответствии транспортных средств требованиям технического регламента

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»