ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2017 года N 231-ПП

Об утверждении Порядка организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве

(с изменениями на 10 апреля 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 613-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 01.09.2017) (вступило в силу с 30 сентября 2017 года);

постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N 302-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.04.2018) (вступило в силу с 13 апреля 2018 года).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", в целях организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

     

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2017 года N 231-ПП

     

Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве

(с изменениями на 10 апреля 2018 года)

     

     

I. Общие положения

1. Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (далее - Порядок) разработан в соответствии с федеральными законами от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам", РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", утвержденным 1 декабря 1986 г. Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (далее - Методические указания), постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", а также в целях защиты населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, а также в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду выбросов в периоды метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятных метеорологических условий, далее - НМУ) в городе Москве.

2. Порядок определяет общие правила организации и проведения работ по регулированию выбросов в периоды НМУ и является обязательным для Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих в границах города Москвы производственные объекты - территории со стационарными источниками выбросов (далее - производственные территории) и имеющие нормативы выбросов (предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов), установленные приказом Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - природопользователи).

В Порядке указаны правила представления информации о НМУ в городе Москве, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления Департаменту и природопользователям (далее - заинтересованные лица) (на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам").

Данные правила предназначены для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней опасности (первой, второй и третьей степени), которым должны соответствовать три режима работы природопользователей в периоды НМУ.

II. Прогнозирование НМУ, порядок передачи предупреждений о наступлении НМУ, информирование природопользователей о НМУ

3. Прогнозирование НМУ для города Москвы осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС").

4. Составление прогноза НМУ для города Москвы осуществляется ФГБУ "Центральное УГМС" с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени текущего дня.

Уточнение прогноза НМУ для города Москвы производится до 10.00 часов местного времени следующих суток. Непредставление уточненного прогноза НМУ свидетельствует о прекращении НМУ опасной степени по истечении периода, указанного в первичном сообщении, содержащем информацию о НМУ.

5. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы размещаются на официальном сайте в сети Интернет ФГБУ "Центральное УГМС" www.ecomos.ru в течение одного часа с момента составления данного прогноза для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.

6. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы предоставляется ФГБУ "Центральное УГМС" в Департамент по телефонам: (495) 695-84-74, (495) 620-26-63, факс: (495) 691-83-43,e-mail: mosecom-info@eco.mos.ru.

7. Департамент регистрирует поступившие прогнозы о НМУ с указанием даты и времени их получения.

8 . Департамент в течение часа после получения прогноза о НМУ для города Москвы размещает его на своем официальном сайте www.mos.ru/eco для использования природопользователями и сотрудниками Департамента при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N 302-ПП. - См. предыдущую редакцию)

9. Для отслеживания информации о НМУ природопользователи назначают ответственных лиц, которые обязаны довести прогноз НМУ до сведения всех подразделений и производств, осуществляющих регулирование выбросов, незамедлительно зарегистрировав прогноз в журнале (приложение 1 к настоящему Порядку).

III. Порядок разработки, согласования и проведение природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ

10. Разработка мероприятий по регулированию выбросов осуществляется непосредственно природопользователями с учетом специфики конкретных производств. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников выброса в создание концентраций примесей в приземном слое атмосферного воздуха.

Мероприятия по уменьшению выбросов по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку (далее - план мероприятий) разрабатываются и утверждаются природопользователями.

11. Необходимая эффективность мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ (далее - мероприятия по уменьшению выбросов) устанавливается в соответствии с обеспечением снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее, чем на 15-20 процентов по производственным территориям при условии, что после выполнения настоящих мероприятий максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории на границе санитарно-защитной зоны, ближайшей жилой застройки и территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха, не превышают 1 ПДК при трех режимах НМУ (далее - до требуемого уровня).

12. В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы производственной территории снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ, а также уровень фактического загрязнения воздуха в городе, технологические возможности производства, пылегазоулавливающего оборудования, особенности метеорологического режима.

13. Мероприятия по сокращению выбросов могут быть общими, применимыми для любого природопользователя, и специфическими, относящимися к конкретным производствам (приложение 6 Методических указаний).

14. Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких производственных территорий при разработке мероприятий по сокращению выбросов для трех режимов НМУ достаточно разработать только мероприятия общего характера (пункт 5.1 Методических указаний).

Данные мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности производственной территории и обеспечивают сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15-20 процентов.

15. При разработке мероприятий по сокращению выбросов учитываются следующие условия:

- выбор эффективных и практически выполнимых мероприятий по уменьшению выбросов;

- выполнение мероприятий по уменьшению выбросов не должно вести к образованию не учтенных источников загрязнения атмосферы и вредных (загрязняющих) веществ, а также снижать эффективность работы социально значимых объектов;

- обеспечение снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее 15-20 процентов по производственной территории до требуемого уровня.

16. Заявление о согласовании плана мероприятий подается природопользователем, представителем природопользователя (уполномоченный природопользователем в установленном порядке) в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал).

Заявление должно содержать:

- если природопользователь юридическое лицо, то: полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактный номер телефона и адрес электронной почты, сведение о местонахождении отдельной производственной территории и ее наименование;

- если природопользователь индивидуальный предприниматель, то: ФИО индивидуального предпринимателя в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер телефона и адрес электронной почты, сведения о местонахождении отдельной производственной территории и ее наименование.

Заявление заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

Интересы природопользователя могут представлять иные лица, уполномоченные природопользователем, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Согласование плана мероприятий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставляется после получения стандартного или полного доступа к подсистеме Портала "личный кабинет" в качестве физического лица и обеспечения регистрации усиленной квалифицированной электронной подписи индивидуального предпринимателя или юридического лица в подсистеме "личный кабинет" в соответствии с приложением 4 постановления Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. N 23-ПП "О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме "личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы".

Для получения доступа к подсистеме "личный кабинет" индивидуальные предприниматели и юридические лица используют сертифицированные средства электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".

От имени юридического лица получение доступа к подсистеме "личный кабинет" и авторизация в подсистеме "личный кабинет" осуществляются пользователем - представителем юридического лица.

Доступ к подсистеме "личный кабинет" обеспечивается при наличии у природопользователей квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

При согласовании плана мероприятий природопользователь имеет возможность получать информацию о ходе выполнения согласования в "личном кабинете" природопользователя на Портале.

К заявлению прилагаются скан-копии (в формате pdf) следующих документов, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством:

- план мероприятий;

- пояснительная записка к плану мероприятий с обоснованием данного плана мероприятий;

- информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов, оформленная согласно приложению 3 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве", утвержденному постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 г. N 465-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в городе Москве", при наличии у природопользователя утвержденных в установленном порядке и действующих временно согласованных выбросов;

- документ, подтверждающий полномочия представителя природопользователя действовать от имени природопользователя.    

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N 302-ПП. - См. предыдущую редакцию)

17. Пояснительная записка.

Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях, составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких природопользователей предоставляется пояснительная записка состоящая, из следующих разделов:

- характеристика производственных процессов, в результате которых производятся выбросы;

- инвентаризация источников выбросов, утвержденная природопользователем;

- план-график контроля выбросов в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку).

Для остальных природопользователей предоставляется пояснительная записка, состоящая из следующих разделов:

- характеристика производственных процессов, в результате которых производятся выбросы;

- технология проведения каждого из мероприятий по уменьшению выбросов с обоснованием выбранных мероприятий, их экономическая оценка (связанная с сокращением производства);

- расчеты и оценка степени эффективности мероприятия по уменьшению выбросов на источнике загрязнения производственной территории по каждому выбрасываемому вредному (загрязняющему) веществу на данном источнике выбросов, эффективность мероприятия по уменьшению выбросов в целом по каждому источнику выбросов, эффективность мероприятий по уменьшению выбросов по каждому режиму работы в периоды НМУ производственной территории, результаты расчетов вносятся в план мероприятий;

- расчеты рассеивания вредных (загрязняющих) веществ с представлением таблиц "Максимальные расчетные концентрации загрязняющих веществ при нормальных условиях с указанием всех источников выбросов и процентного вклада данного источника выбросов в максимальную концентрацию загрязняющего вещества" и "Перечень вредных веществ, подлежащих нормированию с указанием суммарной мощности (г\с) и валового выброса в целом по производственной территории (т\г)";

- инвентаризация источников выбросов, утвержденная природопользователем;

- карта-схема производственной территории и близлежащей жилой застройки с указанием точек контроля (отбора проб в периоды НМУ) и источников выбросов и нанесенной нормативной санитарной защитной зоной;

- таблица "Характеристика выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ", содержащая показатели сокращения выбросов каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по производственной территории (Таблица п.2.1 приложения 2 Методических указаний);

- план-график контроля выбросов в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»