ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 28 сентября 2018 года N 482

Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2018 года

В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13(2),

приказываю:

Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2018 года.

Руководитель

А.В.Алёшин

     

     
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 28 сентября 2018 года N 482

     

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2018 года

Общие положения


В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 1170 "Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 9 сентября 2016 года N 7);

Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20 января 2017 года N 1);

приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года N 577 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (ОПО), является обеспечение безопасности при эксплуатации ОПО, а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.

Государственный надзор в угольной промышленности


За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах угольной промышленности произошло 2 аварии (пожары в шахтах), за аналогичный период 2017 года - 1 авария.

В результате аварий смертельный травматизм не зафиксирован. В то же время в отчетном периоде произошло 9 несчастных случаев со смертельным исходом (за 6 месяцев 2017 года - 10), не связанных с авариями.

При осуществлении производственной деятельности в шахтах погибло 6 человек, на открытых горных работах - 3 человека.

По травмирующим факторам несчастные случаи со смертельным исходом распределились следующим образом:

обрушение горной массы - 3;

воздействие транспорта - 2;

воздействие машин и механизмов - 3;

поражение электрическим током - 1.

Основными причинами аварий и смертельных несчастных случаев явились:

недостаточная квалификация персонала (недостатки в организации обучения работников безопасным методам производства работ при эксплуатации технических устройств);

низкая трудовая и технологическая дисциплина (неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц предприятия за техническим состоянием оборудования, нарушение обязательных требований при оформлении нарядов на производство опасных работ, нарушение требований проектно-технической и эксплуатационной документации).

За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах угольной промышленности проведено 3725 проверок, из них плановых - 56, внеплановых - 370, в рамках постоянного государственного контроля - 3299.

В ходе проверок выявлено 27047 нарушений обязательных требований промышленной безопасности.

По результатам проверок на нарушителей наложено 3944 административных наказания. Среди них административное приостановление деятельности применялось 333 раза, предупреждение выносилось в 14 случаях, 9 специалистов было дисквалифицировано.

Административные штрафы за нарушения обязательных требований накладывались на должностных лиц 3370 раз, на юридических лиц - 194. Общая сумма наложенных штрафов составила 136429 тыс. рублей.

В результате анализа нарушений обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (переработку) угля (горючих сланцев), выявленных при проведении проверок (мероприятий по контролю), часто встречающимися являются:

нарушение порядка в части организации прохождения инструктажей работников по требованиям промышленной безопасности;

несоблюдения требований документации завода-изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;

производство работ неисправными техническими устройствами;

несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью;

несоблюдение требований проектной документации.

Нормативное правовое регулирование


В соответствии с результатами анализа правоприменительной практики, обращений поднадзорных организаций, а также граждан приказом Ростехнадзора от 21 марта 2018 года N 120 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2018 года, рег. N 50822) внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2016 года N 449.

В целях адаптации нормативных правовых актов к современным условиям развития угольной промышленности с учетом требований законодательства Российской Федерации в настоящее время подготовлен и проходит согласование в МЧС России и Минэнерго России проект приказа Ростехнадзора по внесению изменений в нормативные правовые акты:

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 31 октября 2016 года N 451, зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2016 года, рег. N 44481);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 463, зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 года., рег. N 35921);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 462, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 года, рег. N 35312);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 года N 550, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 года, рег. N 30961);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода" (приказ Ростехнадзора от 6 декабря 2012 года N 704, зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 года, рег. N 26936);

Положение об аэрогазовом контроле в угольных шахтах (приказ Ростехнадзора от 1 декабря 2011 года N 678, зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2011 года, рег. N 22812);

Нормативные требования по применению способов и схем проветривания угольных шахт (приказ Ростехнадзора от 31 мая 2011 года N 262, зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 года, рег. N 21342).

Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли

За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли произошли 2 аварии, за аналогичный период 2017 года аварий на поднадзорных объектах не было.

За отчетный период произошло 19 несчастных случаев со смертельным исходом, за аналогичный период 2017 года зафиксировано 22 случая смертельного травматизма.

В первом полугодии 2018 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведена 1321 проверка, из них плановых - 125, внеплановых - 484, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 712.

В ходе проверок выявлено 5072 правонарушения. По результатам проверок наложено 674 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 30 раз, временный запрет деятельности - 25. Предупреждение выносилось 71 раз.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 557 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 42090,8 тыс. рублей.

В результате анализа результатов проверок поднадзорных организаций в первом полугодии 2018 года установлено, что типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:

нарушения требований по организации и осуществлению производственного контроля, противопожарной защиты и готовности к локализации и ликвидации аварий (ответственность по статье 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с эксплуатацией шахтных подъемных установок, самоходного и рельсового транспорта (статья 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, допущенные при установке крепления горных выработок, закладочных работах и профилактике горных ударов (статья 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения, связанные с организацией и осуществлением газового (пылевого) режима и проветривания (статья 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения порядка эксплуатации горно-транспортных машин и оборудования: эксплуатация техники с истекшим нормативным сроком эксплуатации, отсутствие своевременных экспертных обследований оборудования, приемочных испытаний, нарушение порядка продления срока службы технических устройств, несоблюдение требований по применению и ремонту взрывобезопасного оборудования (статья 9.1 КоАП Российской Федерации);

нарушения установленных правил эксплуатации электрооборудования (статья 9.1 КоАП Российской Федерации).

Ростехнадзором ведется постоянная работа по разъяснению Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года N 599, зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 года, рег. N 32935).

В настоящее время осуществляется деятельность по проведению правовой экспертизы проекта приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых". Издание приказа планируется в 2019 году.

Федеральный государственный надзор за металлургическими и коксохимическими объектами


В государственном реестре опасных производственных объектов на 1 июля 2018 года зарегистрировано 1460 опасных производственных объектов металлургической и коксохимической промышленности, эксплуатацию которых осуществляют 882 поднадзорные организации.

К I классу опасности относится 31 объект, к II классу опасности - 305.

В числе основных технических устройств, эксплуатируемых на объектах металлургического производства в первом полугодии 2018 года, относятся: доменные печи для производства чугуна - 40 (в 2017 году - 40), электродуговые печи для производства стали - 645 (в 2017 году - 660), прокатные станы - 244 (в 2017 году - 242).

За 6 месяцев 2018 года аварий на поднадзорных объектах металлургической и коксохимической промышленности не зарегистрировано. За аналогичный период 2017 года произошла одна авария.

В первом полугодии 2018 года смертельный травматизм в результате аварий не зафиксирован, однако произошло 4 несчастных случая со смертельным исходом (в 2017 году - 3 смертельных случая) вне аварий. Все зарегистрированные случаи смертельного травматизма произошли на объектах II и III класса опасности.

За 6 месяцев 2018 года на объектах металлургической и коксохимической промышленности Ростехнадзором проведены 634 проверки, из них плановых - 117, внеплановых - 256, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 261.

В ходе проверок выявлено 3108 правонарушений. По результатам проверок наложено 365 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось 10 раз, временный запрет деятельности не применялся. Предупреждение выносилось 6 раз.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 340 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 29570 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»