Действующий

Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 30 сентября 2022 года)

VI. Основные направления пространственного развития Российской Федерации


Основными направлениями пространственного развития Российской Федерации являются:

преодоление инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)

сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижение внутрирегиональных социально-экономических различий;

обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций и сбалансированного пространственного развития за счет обеспечения социально-экономического развития городских агломераций, малых и средних городов, а также сельских территорий с целью снижения концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, а также приграничных муниципальных образований.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 2877-р. - См. предыдущую редакцию)

Основой для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, в том числе городскими агломерациями, крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными центрами экономического роста, а также для внешнеэкономических связей является опорная транспортная сеть Российской Федерации - совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)

Принципы и направления совершенствования опорной транспортной сети и ее скоординированного развития с транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения определяются в отраслевых документах стратегического планирования с учетом положений Стратегии.

Для обеспечения ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения и повышения доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предлагается:

развивать магистральную транспортную инфраструктуру путем:

развития международных транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки, увеличения объемов транзита грузов между Азией и Европой по территории Российской Федерации, роста экспорта транспортных услуг с вовлечением перспективных крупных центров экономического роста и центров экономического роста субъектов Российской Федерации:

за счет приоритетного развития скоростных транспортных коммуникаций, в том числе строительства участков высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва - Казань, автодорожного маршрута "Европа - Западный Китай", железнодорожного и автодорожного маршрутов коридора "Север - Юг", обеспечивающего в том числе транспортную связь Ирана и Индии, а также других стран Прикаспийского региона, Западной и Южной Азии, со странами Европы через территорию Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)

за счет увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также за счет ликвидации участков с ограниченной пропускной способностью на грузонапряженных участках железных дорог, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;

за счет увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;

за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;

за счет устранения логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и строительства (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

за счет роста объемов и сокращения времени перевозок контейнеров, в том числе транзитных, железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западных границ Российской Федерации до 7 дней;

за счет создания сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, организации грузовых маршрутов по расписанию и скоростных маршрутов между ними;

повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры:

за счет развития транспортных коммуникаций между крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными крупными центрами экономического роста и перспективными центрами экономического роста субъектов Российской Федерации, включая строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями и крупнейшими городскими агломерациями;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р. - См. предыдущую редакцию)

за счет комплексного развития крупных транспортных узлов, расположенных в том числе в пределах или около перспективных крупных центров экономического роста, и согласованного формирования и развития около них терминально-логистических мощностей;

за счет развития транспортных коммуникаций между опорными населенными пунктами, а также обеспечения транспортной доступности и улучшения транспортного обслуживания сельских территорий;

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)