Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 мая 2021 года N 241

Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ

(с изменениями на 9 августа 2022 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 ноября 2022 года на основании
приказа Минпросвещения России от 30 сентября 2022 года N 876
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпросвещения России от 9 августа 2022 года N 709 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.09.2022, N 0001202209060046).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный N 33335), от 7 октября 2014 г. N 1307 "О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2014 г., регистрационный N 34342) и от 9 апреля 2015 г. N 387 "О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37221).

Министр
С.С.Кравцов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 июня 2021 года,

регистрационный N 63889

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 мая 2021 года N 241



Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ

(с изменениями на 9 августа 2022 года)

I. Общие положения

     

1. Примерные основные общеобразовательные программы (далее - примерные программы) разрабатываются:

по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования;

по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2. Примерные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемого на соответствующие годы Правительством Российской Федерации.

________________

Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).

3. Примерные программы, разрабатываемые по основным общеобразовательным программам, включают в себя учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также примерную рабочую программу воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года приказом Минпросвещения России от 9 августа 2022 года N 709. - См. предыдущую редакцию)

________________

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 31, ст.5063).

Примерные программы, разрабатываемые по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включают в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

________________

Пункт 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714), от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749) и от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828).

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке.

5. Проекты примерных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования, а также учебно-методическими объединениями в системе общего образования (далее - разработчики, УМО в системе общего образования).

6. Действие настоящего Порядка не распространяется на примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

________________

Часть 10 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).

II. Проведение экспертизы проектов примерных программ

     

7. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в УМО в системе общего образования на бумажном носителе и в электронной форме (далее - комплект документов) с сопроводительным письмом.

В случае если УМО в системе общего образования является разработчиком проекта примерной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной программы.

8. Проекты примерных программ проходят экспертизу на соответствие положениям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

9. Проекты примерных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

________________

Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).

К экспертизе примерных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

________________

Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).

10. УМО в системе общего образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы:

направляет комплект документов не менее чем в две организации, осуществляющие образовательную деятельность, и (или) научные организации (далее - образовательные и научные организации), не являющиеся разработчиками проекта примерной программы и определяемые УМО в системе общего образования;

направляет комплект документов в централизованную религиозную организацию (при необходимости);

размещает информацию о разработке проекта примерной программы с проектом примерной программы на официальном сайте УМО в системе общего образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) и обеспечивает создание технических и организационных условий для публичного представления предложений по проекту примерной программы.

11. Образовательные или научные организации в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводят его экспертизу и направляют экспертное заключение в УМО в системе общего образования.

12. Централизованная религиозная организация в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в УМО в системе общего образования (при необходимости).

13. К экспертизе проектов примерных программ могут привлекаться общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, соответствующей направленности примерной программы.

14. В случае непредставления экспертного заключения в сроки для проведения экспертизы, установленные пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, проект примерной программы считается прошедшим экспертизу.

15. Проект примерной программы с прилагаемыми экспертными заключениями и поступившими предложениями по проекту примерной программы, указанными в абзаце четвертом пункта 10 настоящего Порядка (при наличии), рассматривается на заседании УМО в системе общего образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

16. По результатам рассмотрения проекта примерной программы УМО в системе общего образования принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу, исключив из реестра примерных основных общеобразовательных программ (далее - реестр) предыдущую соответствующую примерную программу;

в) отклонить проект примерной программы;

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании УМО в системе общего образования.

Решения УМО в системе общего образования принимаются простым большинством голосов членов УМО в системе общего образования, участвующих в его заседании. В работе УМО в системе общего образования могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.

________________

Пункты 11 и 12 Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. N 247 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2019 г., регистрационный N 53575).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»