ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 августа 2003 года Дело N 44г-403/2003


[О признании противоречащим Федеральному закону
п.16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, предоставления жилых помещений
в Ленинграде
]



Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе: председательствующего … и членов президиума … с участием прокурора … рассмотрел в судебном заседании от 6 августа 2003 года гражданское дело по жалобе В-ой З.А. о признании противоречащим Федеральному закону п.16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Ленинграде.

На основании жалобы в порядке надзора губернатора Санкт-Петербурга и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда … от 27 июня 2003 года о передаче дела в суд надзорной инстанции, заслушав доклад члена президиума … объяснения первого заместителя прокурора Санкт-Петербурга …, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, президиум установил:

В-ва З.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать противоречащим Федеральному закону пункт 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)".

Санкт-Петербургский городской суд решением от 31 октября 2002 года жалобу В-ой З.А. удовлетворил.

Признал противоречащим Федеральному закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6 в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)", указав, что сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления решения суда в законную силу.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе губернатор Санкт-Петербурга просит решение городского суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

Определением судьи Санкт-Петербургского суда от 28 мая 2003 года дело истребовано из первой инстанции городского суда.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2003 года дело передано на рассмотрение в суд надзорной инстанции - президиум Санкт-Петербургского городского суда.

Проверив материалы дела, президиум находит надзорную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Удовлетворяя жалобу В-ой З.А., суд исходил из того, что нормативным актом субъекта Российской Федерации установлено правило, ухудшающее положение граждан при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий по сравнению с правилами, установленными действующим федеральным законодательством.

В обоснование указанного решения суд сослался на то, что статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающая основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, и примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР (пункт 8), принятые Советом Министров РСФСР 31 июля 1984 года (в редакции постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, от 23.07.1993 N 726, от 28.02.1996 N 199), не содержат в качестве условия признания нуждающимися в улучшении жилищных условий срок постоянного проживания по месту жительства.

Между тем суд не учел, что Жилищный кодекс РСФСР и Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР были приняты до вступления в силу Конституции РФ (12 декабря 1993 года), и не учел положений Конституции РФ о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не могут им противоречить.

Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

После принятия Конституции РФ 1993 года вопрос о сроке постоянного проживания как условии для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в законодательстве Российской Федерации не урегулирован.

Несмотря на то, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде были приняты в 1987 году, то есть до принятия Конституции РФ 1993 года, их правовая оценка при судебном рассмотрении должна производиться исходя из законодательства, действующего на момент рассмотрения судом.

Федеральное законодательство в целом не содержит запрета в отношении установления определенного срока проживания, как условия для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, в силу природы совместного ведения Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона вправе осуществить собственное правовое регулирование по этому вопросу.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 09.04.2002 N 123-О при регламентировании условий реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать правильным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе В-ой З.А. в удовлетворении жалобы.

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум определил:

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31.10.2002 отменить, в удовлетворении жалобы В-ой З.А. отказать.

Председательствующий
(подпись)




Текст документа сверен по:

рассылка