ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
(Первая Секция)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2008 года Жалоба N 29133/03

Дело "Уцаева и другие (Utsayeva и Others) против Российской Федерации"

     

Постановление исправлено 26 марта 2009 года на основании правила 81 Регламента Суда



В деле "Уцаева и другие против Российской Федерации" Европейский Суд по правам человека (Первая Секция), заседая Палатой в составе:

Христоса Розакиса, Председателя Палаты,

Нины Ваич,

Анатолия Ковлера,

Элизабет Штейнер,

Ханлара Гаджиева,

Джорджио Малинверни,

Георге Николау, судей,

а также при участии Серена Нильсена, Секретаря Секции Суда,

заседая за закрытыми дверями 6 мая 2008 года,

вынес в тот же день следующее постановление:

Процедура

1. Дело было инициировано жалобой N 29133/03, поданной против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) восемью гражданами Российской Федерации, перечисленными ниже (далее - заявители).

2. Интересы заявителей, которым была предоставлена юридическая помощь, представлял фонд "Правовая инициатива по России", нидерландская неправительственная организация, имеющая представительство в России.

3. Власти Российской Федерации в Европейском Суде были первоначально представлены бывшим Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П.А.Лаптевым, затем новым Уполномоченным В.В. Милинчук.

4. Заявители утверждали, что их четыре родственника исчезли после задержания российскими служащими в июне 2002 года.

5. Решением от 15 февраля 2007 года Европейский Суд признал жалобы приемлемыми.

6. После консультаций со сторонами Палата решила, что слушание по существу дела не требуется (последняя часть пункта 3 правила 59 Регламента Суда), стороны представили письменные возражения на объяснения друг друга.

Факты

I. Обстоятельства дела

7. Заявители:

(1) Сацита Уцаева, 1954 года рождения;

(2) Асламбек Уцаев, 1948 года рождения;

(3) Хава Муслимова, 1986 года рождения;

(4) Белита Дадаева*, 1952 года рождения;

_______________

* Исправлено 26 марта 2009 года: в первоначальной версии фамилия заявительницы была указана как "Дадьева" (прим. Секретариата).


(5) Яхита Тайсумова, 1985 года рождения;

(6) Зулай Абдулазимова, 1943 года рождения;

(7) Бирлант Товмерзаева, 1943 года рождения;

(8) Лариса Товмерзаева, 1968 года рождения.

8. Они являются гражданами Российской Федерации и жителями с.Новые Атаги Шалинского района Чечни.

9. Факты настоящего дела связаны с жалобой "Имакаева против Российской Федерации" (Imakayeva v. Russia) (жалоба N 7615/02, ECHR 2006-... (извлечения))**, поскольку четверо родственников заявителей по настоящему делу содержались под стражей совместно с мужем Марзет Имакаевой, Саид-Магомедом Имакаевым, 2 июня 2002 года в с.Новые Атаги (см. ниже). Факты настоящего дела, изложенные сторонами, могут быть представлены следующим образом.

_______________

** Опубликовано в специальном выпуске "Российская хроника Европейского Суда" N 2/2008.

1. Содержание под стражей родственников заявителей 2 июня 2002 года

10. Заявители утверждали, что с.Новые Атаги находилось под полным контролем российских военных с начала 2000 года. На всех дорогах, ведущих в с. и из него, были организованы военные контрольно-пропускные пункты.

11. Заявители указывали, что рано утром 2 июня 2002 года конвой, состоящий не менее чем из шести бронетранспортеров (БТР) и, по крайней мере, одного военного автомобиля - вездехода УАЗ, провел "зачистку" в с.Новые Атаги. Местные жители обратили внимание на бортовые номера трех БТР: 569,889 и 1252 и часть номера автомобиля УАЗ-344. Бортовые номера других транспортных средств были скрыты. Во время операции военнослужащие зашли в шесть домов и задержали пятерых мужчин. Заявители представили многочисленные свидетельские показания о событиях 2 июня 2002 года, данные членами семей задержанных и их соседями. Заявителями была представлена нарисованная от руки карта села, указывающая места расположения блок-постов и домов пяти человек, задержанных 2 июня 2002 года.

(а) Задержание Ислама Уцаева

12. Первый и второй заявители являются мужем и женой. Они были жителями г.Грозного, но прожили несколько лет в качестве внутренне перемещенных лиц в с.Новые Атаги по следующему адресу: Нижняя улица, дом 22. Их сын, Ислам Уцаев, 1976 года рождения, проживал с ними в с.Новые Атаги с 1999 года. Ранее он был студентом филологического факультета Грозненского университета, но в октябре 1999 года получил серьезное ранение во время ракетного обстрела Грозненского центрального рынка. После ранения он перенес несколько операций и был отчислен из университета. Он работал автомобильным механиком и оказывал поддержку своим родителям, которые были безработными. Второй сын заявителей погиб во время военных действий 1994-1996 годов, а третий сын был задержан спецслужбами и подвергся жестокому обращению в 2001 году, после чего его здоровье ухудшилось. Третья заявительница является женой Ислама Уцаева.

13. Утром 2 июня 2002 года первые два заявителя, Ислам Уцаев и его жена (третья заявительница), еще один их сын Бислан У. и его жена Лиза X., находились в своем доме по адресу: Нижняя ул., 22. В это время третья заявительница и Лиза X. были беременными. На улице было еще темно, и семья спала, когда примерно в 5.30 БТР сломал забор и въехал во двор. Примерно 20 хорошо вооруженных военнослужащих в форме вошли в дом и разбудили семью. Четверо военнослужащих были в масках. Заявители охарактеризовали их как "контрактников" в возрасте от 30 до 40 лет. Они имели славянскую внешность и говорили по-русски без акцента. Большая часть военнослужащих оставалась на броне БТР, тогда как остальные окружили дом.

14. Не предъявив документов и не давая объяснений, солдаты вывели членов семьи Уцаевых во двор и уложили на землю. Они окружили Ислама Уцаева и стали его избивать. Второй и третья заявители были также избиты, когда потребовали объяснений, а третья заявительница, беременная жена Ислама Уцаева, утверждает, что в тот же день у нее случился выкидыш. Исламу Уцаеву, которого подняли с постели босиком и в одной легкой футболке, надели на голову капюшон, связали руки за спиной и загнали его в БТР. Первая заявительница попыталась забраться в БТР, чтобы дать сыну обувь, но несколько солдат оттолкнули и ударили ее. Солдаты дали несколько автоматных очередей в воздух, чтобы напугать соседей, которые пытались вмешаться.

15. Свои утверждения первая и второй заявители подтвердили подробными заявлениями на имя фонда "Правовая инициатива по России", поданными в 2003 году и в марте 2007 года. Третья заявительница также подала заявление в 2003 году. В частности, они разъяснили, что третья заявительница была на первом месяце беременности, и после выкидыша они не обращались в какое-либо медицинское учреждение и не подавали каких-либо жалоб по этому вопросу.

16. В своих объяснениях власти Российской Федерации указывали, что в медицинских учреждениях Шалинского района отсутствуют сведения о предполагаемом избиении второго и третьей заявителей или выкидыше третьей заявительницы. Они также утверждали, что в настоящее время место жительства третьей заявительницы неизвестно, и что ее родственники отказываются сообщить какие-либо сведения по этому вопросу.

(b) Задержание Мовсара Тайсумова

17. Четвертая и пятая заявительницы - мать и сестра Мовсара Тайсумова, 1980 года рождения. Они проживают в с.Новые Атаги по адресу: ул.Ленина, 1. Мовсар Тайсумов работал охранником в местной школе и не был женат. Его брат Масуд был убит неизвестными в январе 2002 года, когда с двумя другими мужчинами заготавливал дрова на реке Аргун. В мае 2002 года его отец, муж четвертной заявительницы, скончался от сердечного приступа.

18. Около 6.00 утром 2 июня 2002 года четвертая заявительница и ее сын Мовсар Тайсумов находились дома, когда подъехал БТР. Четвертая заявительница творила утренние молитвы, а ее сын Мовсар все еще спал. Пятая заявительница, сестра Мовсара, находилась на работе в больнице. Четверо мужчин в зеленой форме вошли в дом. На них не было масок, и четвертая заявительница указывает, что они имели славянскую внешность и говорили по-русски без акцента.

19. Военные не назвали себя и не разъяснили причины вторжения. Они разбудили Мовсара Тайсумова и приказали ему быстро одеться. Они заявили, что хотят допросить его, забрали его паспорт и вывели его на улицу. Четвертая заявительница последовала за ними и просила их допросить сына дома. Офицер заявил, что если он ни в чем не виноват, то скоро вернется. Солдаты посадили Мовсара Тайсумова в БТР. Четвертая заявительница попыталась залезть на броню, но солдаты обругали ее и ударили прикладом, так что она упала. Несколько соседей попытались подойти поближе и вмешаться, но солдаты, окружившие дом, открыли предупредительную стрельбу в воздух.

20. БТР с Мовсаром Тайсумовым проехал дальше по улице Ленина. Четвертая заявительница и ее соседи отчетливо видели его бортовой номер 569. Четвертая заявительница шла за ним по улице и издалека наблюдала, как он остановился у дома Товмерзаевых, и как в него посадили другого селянина (Масуда Товмерзаева). Четвертая заявительница также заметила на улице несколько других БТР, хотя не запомнила их номера.

(c) Задержание Идриса Абдулазимова

21. Шестая заявительница - мать Идриса Абдулазимова, родившегося в 1984 году. В 1997 году он окончил семь классов школы и впоследствии помогал матери по хозяйству. Они проживали по адресу: ул.Ленина, дом 19, совместно с тремя другими детьми шестой заявительницы.

22. 2 июня 2002 года шестая заявительница, ее дочь Луиза и три сына, Ахмад, Вахид и Идрис, спали в своем доме. Около 6.00 около их дома остановился БТР, и дом окружила группа из 30 вооруженных военнослужащих, половина из которых носили маски. Согласно описанию заявительницы они были хорошо вооружены, носили новую камуфляжную форму и говорили по-русски без акцента. Приблизительно 10 военнослужащих вошли в дом, крича и ругаясь. Они вытолкнули троих сыновей шестой заявительницы в коридор и спросили их имена. Они приказали Идрису одеться. Старший сын заявительницы просил забрать его вместо 18-летнего брата, но один из солдат заявил: "Ты нам не нужен". Они забрали Идриса Абдулазимова и посадили его в БТР с неизвестным номером. Заявительница пыталась забраться в БТР, но старший сын оттащил ее в сторону.

23. Шестая заявительница спросила находившегося на броне солдата, имевшего азиатскую внешность, куда они направляются, и тот ответил, что в военную комендатуру. БТР проехал дальше и остановился, чтобы принять еще одного человека, которого не оказалось дома. Шестая заявительница следовала за машиной до кладбища на краю с. и потом вернулась домой.

(d) Задержание Масуда Товмерзаева

24. Седьмая и восьмая заявительницы - мать и сестра Масуда Товмерзаева, родившегося в 1974 году. Он не был женат и работал на обувной фабрике и на рынке. Они проживают по адресу: ул.Ленина, дом 62, совместно с другими детьми и внуками седьмой заявительницы.

25. 2 июня 2002 года седьмая и восьмая заявительницы и Масуд Товмерзаев находились дома. Около 6.00 заявители не спали, поскольку седьмая заявительница собиралась в город и должна была успеть на автобус; восьмая заявительница должна была позаботиться о принадлежавшем семье крупном рогатом скоте. Масуд Товмерзаев все еще находился в постели.

26. Седьмая заявительница открыла ворота, и в этот момент подъехал БТР. Женщина была удивлена и спросила их, не проводят ли они "зачистку", но не получила ответа. Один из солдат на БТР спросил: "Которые ворота?", а другой указал на ворота заявительницы. Тут же во двор вошли 20-25 вооруженных военнослужащих. Заявители и соседи указывали, что они были хорошо вооружены и носили зеленую камуфляжную форму; некоторые из них носили маски. Седьмая заявительница заметила, что несколько человек имели азиатскую внешность.

27. Восьмая заявительница предложила седьмой заявительнице войти в дом и проследить за тем, чтобы солдаты ничего не "подбросили". Солдаты спросили у восьмой заявительницы, где находится ее брат, и вошли в его комнату. Один из них, державший лист бумаги, спросил ее: "Это Масуд?". Когда она ответила утвердительно, они уложили его на пол и надели на него наручники. Один из военнослужащих задал вопрос об оружии, а другие обыскали дом и машину. Они посадили Масуда Товмерзаева в БТР N 569, не разрешив ему одеться или обуться, и увезли. Соседи не смогли подойти, поскольку солдаты стреляли в воздух. Тетку Масуда Товмерзаева, явившуюся на шум и пытавшуюся вмешаться, солдат потянул за волосы и ударил.

(е) Задержание Саид-Магомеда Имакаева

28. 2 июня 2002 года, около 6.20, военнослужащие на БТР N 889 и 1252 и УАЗ N 344 двигались по улице Орджоникидзе, в двух кварталах от дома Товмерзаевых. В доме N 11 по улице Орджоникидзе они задержали Саид-Магомеда Имакаева, мужа Марзет Имакаевой. После остановки у дома Имакаевых БТР и другие военные автомобили покинули Новые Атаги. Некоторые машины направились в сторону г.Грозного, тогда как другие направились в сторону 70-го полка, расквартированного вблизи Шали. Семьи пятерых лиц, задержанных 2 июня 2002 года в с.Новые Атаги, с тех пор не имели о них известий.

(f) Версия властей Российской Федерации

29. В своих объяснениях власти Российской Федерации не оспаривали большей части фактов, изложенных заявителями. Они считали установленным, что "2 июня 2002 года, около 5.30, неизвестные лица, носившие камуфляжную форму и маски и вооруженные автоматическим оружием, при поддержке бронетехники, прибыли в Новые Атаги и задержали Уцаева И.А., Тайсумова М.М., Абдулазимова И.А., Товмерзаева М.Е. и Имакаева С.-М.У. Эти лица были затем увезены неустановленными лицами в неизвестном направлении".

2. Розыск и расследование "исчезновений"

30. Немедленно после задержания членов их семей заявители начали их разыскивать. Розыск первоначально осуществляли матери задержанных совместно с Марзет Имакаевой, заявительницей по жалобе N 7615/02. Они неоднократно лично и в письменной форме обращались к прокурорам различного уровня, в Министерство внутренних дел, к специальному представителю Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории Чеченской Республики, к военным комендантам, в Федеральную службу безопасности (ФСБ), в административные органы Чечни, в средства массовой информации и к общественным деятелям. Заявители также лично посещали изоляторы содержания, органы милиции, военные базы и тюрьмы в Чечне и других регионах Северного Кавказа.

31. 2 июня 2002 года, сразу после задержания, четверо матерей вместе с Марзет Имакаевой и Абдулой Д., главой администрации с.Новые Атаги, направились на микроавтобусе семьи Абдулазимовых в районный центр Шали, чтобы выяснить местонахождение своих родственников. В военной комендатуре в Шали заявители безуспешно попытались встретиться с комендантом генералом Н. Сотрудники военной комендатуры сообщили им, что в то утро к ним не поступали никакие задержанные. Аналогичный ответ заявители получили и в отделении милиции.

32. На следующий день, 3 июня 2002 года, заявители вновь посетили Шали. Абдула Д., глава сельской администрации, получил разрешение встретиться с генералом Н., который якобы подтвердил, что эти лица находятся под стражей в военной комендатуре и будут освобождены в течение трех дней.

33. Прождав три дня, заявители вновь посетили комендатуру Шали вместе с главой сельской администрации. Спустя примерно десять дней сотрудники комендатуры отрицали, что задержанные там находились.

34. В августе 2002 года заявителям удалось встретиться с генералом Н., который отрицал, что его сотрудники участвовали в военной операции в Новых Атагах в указанный день. В этот момент заявители заметили БТР с номером 569 во дворе комендатуры. По их требованию комендант допросил водителя этого транспортного средства о событиях 2 июня 2002 года. Водитель подтвердил, что двое мужчин были задержаны и перевезены на БТР 2 июня 2002 года, но затем переданы другим военнослужащим на блок-посту.

35. Заявители безуспешно пытались встретиться с сотрудниками военной прокуратуры в Шали, чтобы они допросили водителей БТР и других военнослужащих.

36. Не ограничиваясь личными визитами, заявители направляли множество писем прокурорам и в другие органы, в которых они излагали факты задержания их родственников, просили содействовать и сообщать детали расследования. Заявители представили копии более или менее однотипных писем, которые они писали.

37. Заявители практически не получали никакой существенной информации из официальных органов о расследовании исчезновений. В нескольких случаях они получали копии направлений их запросов в различные прокуратуры. Ниже излагается обзор писем заявителей и ответов, полученных из органов власти.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»