Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 17 июля 2019 года N 1171
(с изменениями на 2 ноября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 2 ноября 2021 года N 963 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2021, N 0001202111260039).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169, N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908, N 36, ст.4903, N 50, ст.7070, N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506; 2017, N 44, ст.6523; 2018, N 6, ст.880, N 25, ст.3696, N 36, ст.5623, N 46, ст.7050), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст.4823, N 45, ст.5822; 2014, N 37, ст.4971; 2015, N 2, ст.491, N 47, ст.6586; 2016, N 17, ст.2399, N 28, ст.4741; 2017, N 25, ст.3689; 2019, N 7, ст.627, N 23, ст.2955),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
В.И.Булавин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 декабря 2019 года,
регистрационный N 56733
Административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений
(с изменениями на 2 ноября 2021 года)
1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (административных действий) таможенных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФТС России, ее территориальными органами, должностными лицами, порядок взаимодействия ФТС России и ее территориальных органов с резидентами и нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами.
2. Государственный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - государственный контроль).
3. Государственный контроль осуществляется ФТС России, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами за исключением центров электронного декларирования (далее - таможенные органы).
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля, размещается на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://customs.gov.ru), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2021 года приказом ФТС России от 2 ноября 2021 года N 963. - См. предыдущую редакцию)
5. Предметом государственного контроля является:
обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2018, N 53, ст.8440) (далее - субъект проверки), валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (далее - валютные операции);
обеспечение соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
обеспечение полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
6. Права должностных лиц таможенных органов при осуществлении государственного контроля перечислены в частях 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2007, N 29, ст.3480, N 47, ст.6028; 2011, N 29, ст.4291, N 50, ст.7348; 2013, N 30, ст.4084; 2014, N 11, ст.1098, N 27, ст.3972, N 48, ст.6716; 2016, N 27, ст.4218; 2017, N 47, ст.6851; 2018, N 1, ст.11, N 15, ст.2035, N 31, ст.4835, N 49, ст.7524, N 53, ст.8411) (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
7. При осуществлении государственного контроля должностные лица таможенных органов обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъекта проверки;
2) соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий;
3) соблюдать сроки проведения проверки;
4) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля, органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2647, N 42, ст.5972; 2017, N 32, ст.5152, N 35, ст.5385; 2019, N 5, ст.410) (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
5) знакомить субъект проверки, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
6) знакомить субъект проверки, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
8. Таможенным органам запрещено требовать от субъекта проверки представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в межведомственный перечень.
9. Уполномоченные должностные лица таможенных органов вправе отменять и приостанавливать решения нижестоящих подчиненных таможенных органов в случае несоответствия указанных решений требованиям Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственного контроля.
10. Субъект проверки, в отношении которого осуществляется государственный контроль, имеет право:
1) знакомиться с актом проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт проверки);
2) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными таможенным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;
3) представлять по собственной инициативе документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц таможенного органа, повлекшие за собой нарушение прав субъекта проверки при проведении проверки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 173-ФЗ;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
11. Субъект проверки, в отношении которого осуществляется государственный контроль, обязан:
1) представлять таможенным органам документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ;
2) вести в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (зарегистрирована Минюстом России 31.10.2017, регистрационный N 48749), учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока осуществления договора, являющегося основанием для проведения валютных операций;
3) выполнять предписания таможенных органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
12. Результатом осуществления государственного контроля является:
акт проверки;
протокол об административном правонарушении в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и установление факта его своевременного и полного исполнения (неисполнения).
13. В целях осуществления государственного контроля таможенный орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки, а субъект проверки обязан представлять таможенному органу документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ.
Субъект проверки представляет органам валютного контроля документы и информацию при осуществлении валютных операций в соответствии с Правилами представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст.1089; 2012, N 43, ст.5874; 2014, N 34, ст.874, ст.4673; 2016, N 17, ст.2399; 2017, N 40, ст.5865; 2018, N 18, ст.2656).
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля таможенный орган имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;