ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2021 года N 1120

Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта

(с изменениями на 18 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2023, N 0001202312260061).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об образовании рабочей группы по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта и утверждении ее состава, а также об утверждении положения о рабочей группе по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2021 года N 1120

     

Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта

(с изменениями на 18 декабря 2023 года)



1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - оператор субсидии) в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (далее соответственно - субсидия, поддержка).

Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"индустриальный партнер" - партнер центра, осуществляющий внедрение результатов деятельности центра;

"ключевые контрольные точки плана деятельности центра" - значимые результаты плана деятельности центра и отдельных составляющих указанного плана;

"мониторинг предоставления поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых оператором субсидии с целью выполнения требований об осуществлении контроля за выполнением планов деятельности центров;

"Национальная стратегия" - Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

"отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме отбора с целью определения получателей поддержки в соответствии с настоящими Правилами;

"партнер центра" - организация, участвующая в реализации программы центра в соответствии с планом деятельности центра;

"план деятельности центра" - совокупность документов, указанных в пункте 28 настоящих Правил;

"получатель поддержки" - участник отбора получателей поддержки, определенный по итогам отбора получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в 2021 году, или участник предварительного отбора, определенный решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Комиссии) в 2023 году;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

"предварительный отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме предварительного отбора в соответствии с документацией предварительного отбора получателей поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (центров 2-й волны) (далее - документация предварительного отбора), утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации. Результаты предварительного отбора направляются оператором субсидии в Министерство экономического развития Российской Федерации в целях формирования Министерством экономического развития Российской Федерации рекомендаций по определению перечня получателей поддержки для президиума Комиссии;

(Абзац дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192)

"программа центра" - документ, подготовленный участником отбора получателей поддержки в 2021 году или участником предварительного отбора получателей поддержки в 2023 году с целью содействия решению задач развития искусственного интеллекта в интересах реализации Национальной стратегии, определяющий совокупность мероприятий, планируемых к реализации центром, краткое описание их реализации, а также устанавливающий целевые значения показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

"экспертный совет" - экспертный совет по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта, который является постоянно действующим органом, образованным оператором субсидии по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 62 настоящих Правил;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

"сводный отчет о результатах мониторинга" - экспертно-аналитический документ о результатах выполнения плана деятельности центров, формируемый оператором субсидии по итогам мониторинга предоставления поддержки;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

"системы WOS/SCOPUS" - международные базы данных "Сеть науки" (Web of Science Core Collection) и (или) "Scopus";

"участник отбора получателей поддержки" - российская образовательная организация высшего образования или научная организация, на базе которой создан центр, разработавшая программу центра и соответствующая требованиям и критериям, установленным в документации отбора получателей поддержки в 2021 году, предусматривающим в том числе положения, установленные пунктом 46 настоящих Правил, подготовившая и подавшая заявку на участие в отборе получателей поддержки;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

"фреймворк" - программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов технологий искусственного интеллекта, требования к которому определены в документации отбора получателей поддержки, в том числе сервисы автоматизации процессов облачных решений, направленные на модернизацию, ускорение работы и (или) адаптацию алгоритмов искусственного интеллекта с учетом мероприятий, реализуемых совместно с партнерами центра;

"цель программы центра" - цель, на достижение которой направлена реализация программы и плана деятельности центра, заявленная получателем поддержки в соответствии с требованиями, установленными в документации отбора получателей поддержки или документации предварительного отбора получателей поддержки;

(Абзац дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192)

"центр" - исследовательский центр, который является структурным подразделением участника отбора получателей поддержки, получателя поддержки, целью деятельности которого является:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

для центров 1-й волны (отобранных в 2021 году) - проведение научных исследований, включая фундаментальные и прикладные исследования, и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта, в том числе "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями;

(Абзац дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192)

для центров 2-й волны (перечень которых определяется решением президиума Комиссии в 2023 году) - проведение прикладных исследований и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта в одной или нескольких отраслях экономики, создание прикладных продуктов и решений на основе технологий искусственного интеллекта, методологическое сопровождение их тиражирования, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями. Перечень отраслей экономики для отбора центров 2-й волны устанавливается в документации отбора получателей поддержки. В указанный перечень не могут быть включены нефтегазовая отрасль, финансовая отрасль и торговля;

(Абзац дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192)

абзац утратил силу с 26 декабря 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192 - см. предыдущую редакцию.

3. Субсидия предоставляется:

а) на финансовое обеспечение затрат оператора субсидии на оказание поддержки посредством предоставления гранта получателю поддержки;

б) на финансовое обеспечение следующих затрат на выполнение функций оператора субсидии:

затраты на оплату труда, расходы на обучение и повышение квалификации работников, выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства (далее - затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

начисления на выплаты по оплате труда работников и компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - начисления на оплату труда);

приобретение услуг по экспертизе заявок на участие в отборе получателей поддержки, услуг по сопровождению мониторинга предоставления поддержки (далее - затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга);

командировочные расходы работников;

приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения, услуги информационных агентств, обеспечение доступа к информационным системам и аналитическим данным, приобретение основных средств, материальных запасов, иные расходы на общехозяйственные нужды, включая коммунальные расходы, расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, изготовление полиграфической и презентационной продукции, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на аренду (субаренду) имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, приобретение нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы по аттестации рабочих мест, расходы по уплате взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ) (далее - накладные расходы оператора субсидии).

4. Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут составлять более 90 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.

Затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут превышать 55 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.

Сумма накладных расходов оператора субсидии и командировочных расходов его работников за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не может превышать 40 процентов затрат на фонд оплаты труда оператора субсидии.

Закупка товаров, работ и услуг оператором субсидии должна осуществляться в соответствии с положением о закупках оператора субсидии в целях достижения максимальной эффективности использования денежных средств и наилучших результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Средняя заработная плата работников оператора субсидии, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии, не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по г.Москве, исчисляемой по данным Федеральной службы государственной статистики, за год, предшествующий отчетному году.

Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, в 2023 году не могут превышать предельные предусмотренные соглашением объемы бюджетных ассигнований на указанные расходы в 2022 году с учетом ежегодной индексации.

(Абзац дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192)

5. Субсидия предоставляется Управлением делами Президента Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.

6. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

7. Результатом предоставления субсидии является количество поддержанных центров (центр считается поддержанным, если между оператором субсидии и получателем поддержки заключено соглашение о предоставлении гранта).

8. Характеристикой (показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии) (далее - характеристика) является количество структурных подразделений, функционирующих на базе получателей поддержки и реализующих программы центров.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 года N 2192. - См. предыдущую редакцию)

9. Получателем субсидии является оператор субсидии.

10. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение о предоставлении субсидии), предусматривающего в том числе:

а) согласие оператора субсидии на осуществление в отношении его проверки Управлением делами Президента Российской Федерации соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения оператором субсидии порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268_1 и 269_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязательство оператора субсидии по включению в договоры (соглашения), заключаемые с иными лицами в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, положений о согласии таких лиц на проведение указанных проверок;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»