ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2021 года N 1766

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 304 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2209; 2018, N 15, ст.2128; 2019, N 14, ст.1535; 2020, N 13, ст.1920; 2021, N 13, ст.2233).

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в течение двух недель со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1766



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"



Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 304
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1766)



Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Стратегические приоритеты

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"


Большая часть гражданского флота Российской Федерации в настоящее время состоит из судов, выслуживших нормативные сроки службы и не соответствующих по своему физическому и моральному состоянию современным требованиям безопасности и экологичности.

В свою очередь, благодаря реализации комплекса мер государственной поддержки, разработке современных технологий, а также созданию новых и реконструкции существующих производственных мощностей в настоящее время есть реальная возможность обновления устаревшего флота и создания новых рыночных ниш.

Стоит отметить, что создание современной продукции судостроения невозможно без перспективных научных разработок. Отсутствие должного внимания к научно-исследовательским работам, а также к фундаментальным и поисковым исследованиям, задачей которых является обеспечение качественно нового уровня развития продукции как военного, так и гражданского назначения, является причиной отставания отечественного судостроения от наиболее развитых морских держав. В последнее десятилетие увеличивается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволяет отрасли увеличить свой научно-технический потенциал. Однако решение комплекса научно-технических проблем в области судостроительной науки требует обеспечения непрерывного финансирования выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Помимо этого, эффективность решения задач повышения конкурентоспособности отечественной гражданской морской техники и разработки технологий, являющихся критическими для создания современных судов и объектов морской техники, во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций.

Показатели развития:

объемы выпуска судостроительной промышленности с 2013 года имели положительную динамику. Гражданская продукция в судостроительной промышленности с 2016 года характеризуется умеренным ростом за счет увеличения выпуска продукции на внутреннем рынке. В 2020 году объем выпуска гражданской продукции увеличился более чем в 2 раза относительно 2013 года.

Средняя численность работников судостроительной отрасли в 2020 году составила около 188,1 тыс. человек, на промышленных предприятиях отрасли занято порядка 158,1 тыс. человек. Численность работников отрасли в 2013 году составляла 126,5 тыс. человек.

В части гражданского судостроения (без учета ведомственной принадлежности и формы собственности предприятий-изготовителей) в 2021-2023 годах ожидается наличие тенденции к росту производства продукции для внутреннего рынка, главным образом за счет действующих механизмов и мер государственной поддержки отрасли и ввода в строй новых производственных мощностей. После 2023 года ожидается относительная стабилизация значений ежегодного количества изготавливаемых судов и объектов морской техники с небольшими периодическими положительными или отрицательными колебаниями такого показателя.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - государственная программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия). Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.

Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.

В сфере реализации государственной программы в качестве основных определены следующие приоритеты развития:

обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;

обеспечение максимальной локализации судостроительного производства на территории Российской Федерации, а также первоочередной поддержки развития технологий в приоритетных областях - импортозамещение, экспортно ориентированная продукция, продукция для внутренних потребителей с высокой добавленной стоимостью и серийностью;

повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;

развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции гражданского назначения;

обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности.

Ряд приоритетов, направлений, целей и задач, относящихся к сфере реализации государственной программы, определен одновременно в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", которой предусмотрено укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в судостроительной промышленности;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, которая предусматривает развитие магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 327-р, целями которой являются в том числе повышение уровня безопасности, экологичность внутреннего водного транспорта, обеспечение обновления и роста тоннажа флота;

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р, в качестве одной из стратегических целей которой определено удовлетворение потребностей государства и бизнеса в современной продукции отечественного судостроения и кораблестроения;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, которая в качестве приоритетных направлений развития судостроительной промышленности выделяет развитие и рост производства отечественных учебных судов морского и речного транспорта в целях подготовки высококвалифицированных российских специалистов в области управления водным транспортом, строительство ледокольного флота нового поколения, в том числе работающего на сжиженном природном газе, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса, обеспечение продления срока эксплуатации ядерных установок атомно-технологического обеспечения для развития Северного морского пути и дальнейшего освоения Арктики, выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции, а также повышение эффективности государственного регулирования отрасли;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", которая в целях модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, предусматривает рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов и создания береговой инфраструктуры, развитие российского ледокольного флота на основе современных технологий в рамках реализации программ строительства ледоколов, государственную поддержку осуществления завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров и вывоза продукции в транспортных схемах "река - море", в том числе строительства транспортных судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне;

Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., в рамках которой определены задачи обновления морского транспортного флота, повышения его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, снижения среднего возраста судов под Государственным флагом Российской Федерации, а также увеличения доли морского транспортного флота, зарегистрированного под Государственным флагом Российской Федерации, за счет развития механизмов долгосрочного финансирования;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. призывает к решению задачи по снижению на 20 процентов к 2024 году объемов вредных выбросов в атмосферу, что может быть достигнуто в том числе за счет развития "экологичных" видов внутреннего водного транспорта.

III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в судостроительной отрасли и сфере государственного управления Российской Федерации


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в целях противодействия угрозам экономической безопасности предусмотрены развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики.

Развитие высокотехнологичной судостроительной отрасли обеспечивается разработкой новых технологий и проектов гражданской морской техники и техники для освоения шельфовых месторождений. Помимо этого, реализация в рамках государственной программы комплекса мер поддержки направлена на стимулирование спроса на продукцию отечественного судостроения, в том числе с учетом требований локализации производства продукции на территории Российской Федерации.

IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями


Государственная программа оказывает влияние на достижение целевого показателя "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Одним из факторов достижения указанной национальной цели в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года является поддержка ключевых отраслей, в том числе судостроения, путем увеличения объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями.

V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации


Структурные элементы государственной программы не предусматривают реализации по субъектам Российской Федерации. В подпрограммах, связанных с предоставлением субсидий, отсутствует территориальная привязка, а участие в них организаций определяется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и актами Правительства Российской Федерации о предоставлении мер государственной поддержки.".


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 20.10.2021,

N 0001202110200025

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»