Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 1996 года N 464


О федеральной целевой программе
"Внутренние водные пути России"
на 1996-2000 годы

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Внутренние водные пути России" на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, проектов федеральных бюджетов предусматривать выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования работ по Программе определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных программ.

4. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при разработке ежегодно проектов бюджета Федерального дорожного фонда Российской Федерации предусматривать выделение субвенций на ремонт и содержание гидротехнических сооружений, находящихся на балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации и используемых в качестве автодорожных переходов через водные пути.

5. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации установить порядок покрытия затрат, связанных с поддержанием устойчивости шлюзов и дамб, входящих в напорный фронт комплексных гидроузлов и находящихся на балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации.

6. Министерству транспорта Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по водному хозяйству в соответствии со статьей 87 Водного кодекса Российской Федерации в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации перечень водных объектов, включенных в состав судоходных водных путей, предоставляемых в особое пользование государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства и государственному предприятию "Канал имени Москвы" Министерства транспорта Российской Федерации.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать собственные бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования на содержание водных путей, имеющих также и региональное значение.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
                                  В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1996 года N 464


Федеральная целевая программа
"Внутренние водные пути России"
на 1996-2000 годы

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Внутренние водные пути России" на 1996-2000 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России" на 1996-2000 годы

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-



постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 602 "О мерах по реализации Программы углубления экономических реформ"

Государственный заказчик Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации

Основные разработчики Программы



-



Центральный научно-исследовательский
институт экономики водного транспорта, Нижегородская государственная академия водного транспорта

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели


-



сохранение сети внутренних водных путей, повышение надежности эксплуатации гидротехнических сооружений и безопасности судоходства

Сроки и этапы реализации Программы (подпрограмм)

-

1996-2000 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий










-











реконструкция гидротехнических сооружений; содержание и развитие навигационного оборудования;
модернизация и строительство флота путевого хозяйства;
развитие и техническое переоснащение связи; кадровое обеспечение и развитие социальной сферы;
содержание внутренних водных путей и
технологической связи;
научно-техническое обеспечение программных мероприятий

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий




-





Департамент речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, 14 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и государственное предприятие "Канал имени Москвы"

Объемы и источники финансирования (в ценах 1995 года)

-



9086,6 млрд. рублей, в том числе
5890,6 млрд. рублей за счет федерального бюджета и
3196 млрд. рублей за счет внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

надежность эксплуатации гидротехнических сооружений и безопасность судоходства

Система организации контроля за исполнением Программы

-

определяется Министерством транспорта Российской Федерации


Федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России" на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 602 "О мерах по реализации Программы углубления экономических реформ" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 725).

Судоходные водные пути России в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. Перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности, приведен в приложении N 1. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Уникальные межбассейновые соединения Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской канал, канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь, каскад гидроузлов на реках Волге, Каме, Дону создали единую глубоководную систему европейской части страны, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря. На реках и каналах работают свыше 3000 единиц технического флота, в том числе 270 уникальных земснарядов.

Основные фонды путевого хозяйства оцениваются в 10,5 триллиона рублей. Средняя численность работающих составляет около 25 тыс. человек.

Работы по содержанию сети водных путей в эксплуатационном состоянии выполняют 14 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и государственное предприятие "Канал имени Москвы".

На них возложены следующие основные функции:

эксплуатация и развитие федеральных водных путей и гидротехнических сооружений;

государственное региональное регулирование работы речного транспорта;

контроль за обеспечением безопасности судоходства на внутренних водных путях, экологической и пожарной безопасности;

надзор за технической эксплуатацией объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности;

осуществление дипломирования плавсостава, лицензирование эксплуатационной деятельности на речном транспорте;

координация работ по ликвидации последствий аварий.

     

1. Современное состояние и проблемы развития
внутренних водных путей России

По внутренним водным путям России осуществляются речные перевозки на всей территории Российской Федерации. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Созданы условия для развития внешнеэкономических связей в области речных перевозок.

Внутренние водные пути России являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. Однако ежегодное сокращение затрат на содержание водных путей и гидросооружений привело к сокращению объемов землечерпательных работ, уменьшению глубин на судовых ходах, протяженности обслуживаемых судоходных трасс (на 6,2 тыс. км) и, как следствие, к снижению безопасности судоходства. В меженный период полностью прекращалось судоходство на реках Северной Двине, Вычегде, Печоре, Алдане, Вилюе, Витиме и других. На водных путях протяженностью почти 25 процентов общей протяженности водных путей прекращено ночное судоходство. В таких условиях не исключена возможность возврата русел рек на отдельных участках к бытовому состоянию.

Все гидросооружения имеют срок эксплуатации от 40 до 100 лет. Беломорско-Балтийский канал с деревянными камерами и плотинами введен в эксплуатацию в 1933 году, канал имени Москвы в 1937 году, Волго-Донской канал в 1952 году, Северо-Двинская шлюзованная система введена в эксплуатацию в 1828 году. Анализ технического состояния показывает, что за время эксплуатации (особенно в 1991-1995 годах) произошло значительное ухудшение эксплуатационных параметров, определяющих устойчивость и надежность работы гидросооружений, так как государственные капитальные вложения на реконструкцию (восстановление) и ассигнования на текущий ремонт сооружений резко сократились. При этом амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов путевого хозяйства не производятся.

Дальнейшее снижение финансирования приведет к аварийным ситуациям на сооружениях напорного фронта, срыву планово-предупредительного ремонта металлоконструкций гидросооружений, нарушению стандартов содержания навигационного оборудования судовых ходов.

Сложное положение создалось с флотом, обеспечивающим поддержание габаритов судовых ходов и работу на них навигационного оборудования. Средний износ земснарядов составляет 84 процента. Из общего количества земснарядов 103 единицы (40 процентов) полностью амортизированы. Теплоходы, обслуживающие путевую обстановку, и шаланды имеют износ более 80 процентов, мотозавозни полностью амортизированы. Приобретение нового флота прекращено.

Технологическая связь речного транспорта создавалась в 1930-е годы одновременно с внедрением диспетчерской службы. Техническое состояние многих участков проводной связи, парка телефонных станций, другого оборудования и устройств не отвечает современным требованиям.

Решение проблемы обеспечения устойчивого функционирования судоходных путей и гидросооружений, а также создание необходимых условий безопасного судоходства предусматриваются при реализации Программы.

2. Цели и задачи Программы. Сроки ее реализации

Целью Программы является создание необходимых условий для сохранения существующей сети судоходных путей, безопасного судоходства и безаварийной эксплуатации напорных гидротехнических сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транспорта.

Программа представляет собой комплекс научно-технических, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния сети водных путей за счет:

реконструкции гидросооружений и перевооружения насосных станций и ГЭС;

обновления и модернизации парка флота путевого хозяйства;

технического перевооружения и реконструкции системы технологической связи;

создания и внедрения новых образцов навигационного оборудования;

государственной поддержки социальной сферы и кадрового обеспечения.

Программа рассчитана на 1996-2000 годы.

3. Система программных мероприятий

В целях реализации Программы предусматривается осуществить мероприятия по следующим направлениям:

реконструкция гидротехнических сооружений;

содержание и усовершенствование навигационного оборудования;

модернизация и строительство флота путевого хозяйства;

реконструкция, развитие и техническое переоснащение технологической связи;

кадровое обеспечение и развитие социальной сферы;

содержание внутренних водных путей, гидросооружений и технологической связи;

научно-техническое обеспечение программных мероприятий.

Значительный срок службы гидросооружений, интенсивная эксплуатация, волновое и ледовое воздействие на элементы конструкций сказались на их техническом состоянии. Увеличение габаритов и грузоподъемности судов (в 2-5 раз), повышение скорости их движения по сравнению с показателями, предусмотренными при проектировании, ускоряют разрушение сооружений. В результате обследований установлено, что на большинстве гидросооружений выработан безопасный ресурс электромеханического оборудования, металлоконструкций ворот и затворов, в бетонных конструкциях появились трещины.

Для восстановления устойчивости и эксплуатационной надежности гидросооружений необходимо осуществить:

реконструкцию шлюзов, плотин, причальных устройств;

восстановление устойчивости стен камер шлюзов;

реконструкцию и замену металлоконструкций ворот, их опорно-ходовых узлов, механизмов;

модернизацию электромеханического оборудования и замену кабельных линий;

техническое перевооружение насосных станций;

крепление откосов каналов, плотин, дамб;

реконструкцию Кочетовского гидроузла (р. Дон), введенного в эксплуатацию в 1914 году;

реконструкцию Городецкого шлюза (р. Волга).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»